7524

Есть ли у БРК чувство долга?

Открытое письмо председателю правления АО “Банк развития Казахстана” Нурлану КУСАИНОВУ

Уважаемый Нурлан Жетписович!
Два года назад в нашей газете был опубликован материал “Картонный прорыв” (см. “Время” от 9.4.2009 г.). Речь в нем шла о кредитах, выданных Банком развития Казахстана (БРК) АО “Илийский картонно-бумажный комбинат” (ИКБК).

Дело в том, что десятки миллионов долларов, выделенных БРК на строительство цехов и закупку оборудования, исчезли в офшорной зоне. Акты приемки-сдачи якобы построенных объектов, подписанные владельцем и генеральным директором ИКБК Есенбаевым и его родственником, предъявлялись в БРК для оплаты, благодаря чему было списано 15 миллионов долларов. Оборудование закупалось по завышенным ценам, причем никто в БРК особо не беспокоился по этому поводу, а деньги незамедлительно переводились в офшорную компанию, контролируемую Б. Есенбаевым.
Реальная отдача от этих кредитов для нашей страны такова: недостроенные сооружения, контейнеры с бэушным оборудованием, много лет гниющим под открытым небом. Пропали десятки миллионов долларов, предназначенных для индустриального развития Казахстана.
Факты, изложенные в той статье, полностью подтвердились. Дело генерального директора ИКБК Болатбека Есенбаева, обвиняемого Агентством по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в хищении 57,6 миллиона долларов у БРК и 893 миллионов тенге у Инвестиционного фонда Казахстана, в настоящее время рассматривается в суде Алмалинского района Алматы.
Прежнее руководство БРК предпочло не замечать реально существующую проблему. В частности, один из ваших предшественников - тогдашний вице-президент банка г-н Искалиев - в официальном ответе сообщил нам, что наши опасения по поводу плачевного положения дел на ИКБК совершенно напрасны. Более того, утверждалось, что во второй половине 2009 года проект будет запущен, строительство близится к завершению, все необходимое оборудование доставлено в Казахстан. Г-н Искалиев утверждал, что сотрудники БРК полностью контролируют процесс, никаких сомнений в том, что деньги расходуются по целевому назначению, нет, все контракты на закупку оборудования проходят многоступенчатую проверку в подразделениях банка. Кроме того, банковские службы не только работают с представленными заемщиком документами, но и регулярно выезжают на объект, чтобы воочию убедиться в том, что кредитные средства расходуются по назначению.

Однако сначала у редакции, а затем и у финансовой полиции возникли многочисленные вопросы. Доследственная проверка фактов, обнародованных в газете, в конечном итоге привела к возбуждению уголовного дела, которое затем было передано в суд. Тем не менее мы далеки от мысли, что г-н Искалиев сознательно пытался ввести нас в заблуждение.
К концу 2009 года, когда ИКБК должен был, по уверению г-на Искалиева, начать выпуск новой для Казахстана упаковочной продукции, банк объявил дефолт по кредитам, взятым Есенбаевым, “из-за неоднократного неисполнения данным заемщиком финансовых и нефинансовых обязательств перед БРК”.
Впоследствии неоднократно утверждалось, что БРК выполняет все процедурные вопросы по возврату денег. Однако пока нет информации о том, что БРК начал процедуру банкротства ИКБК, как это принято в банковской практике. Нет сведений и о том, что банк привлек квалифицированных специалистов для того, чтобы реабилитировать предприятие, вернуть вложенные средства и завершить важный для экономики страны проект. До сих пор не сделана оценка залогового имущества - соответственно, ни о каких торгах залогами нет и речи. Отмечу, что мы говорим об обычной банковской практике обращения с должниками, уклоняющимися от выплат, - газеты пестрят объявлениями о залоговых аукционах.
В этой связи возникает целый ряд вопросов, до сих пор остающихся без ответа.
Судя по тому, как прежнее руководство БРК тщательно скрывало истинное положение дел на комбинате, кто-то в банке был заинтересован, чтобы эта кредитная история как можно скорее забылась. Очевидно, что интенсивная работа по взысканию долгов может раскрыть имена тех, кто помогал Б. Есенбаеву выкачивать деньги из банка и переводить их на счета своей офшорной компании. По некоторым данным, часть средств, отправленных в офшорную зону под предлогом закупки оборудования, возвращалась в Казахстан. Не из этих ли денег выплачивались вознаграждения заинтересованным лицам? Трудно ведь предположить, что сотрудники банка были настолько некомпетентны, чтобы на протяжении многих лет не замечать столь откровенного хищения средств БРК, на которое обратили внимание следователи финансовой полиции.
По нашим данным, ИКБК продолжает работать и реализовывать некоторые виды продукции. Вероятно, и сегодня в БРК есть сочувствующие Есенбаеву люди, которые позволяют ему даже на скамье подсудимых зарабатывать деньги, не возвращая при этом долги.

Очень удивляет лояльность БРК к этому заемщику. Как нам известно, банки особо не церемонятся с должниками. Были случаи, когда долги умерших родителей удерживались из детских пособий. Драматические примеры выселения ипотечных заемщиков давно уже не шокируют обывателя. Даже ваш предшественник г-н Искалиев, ныне работающий в Евразийском банке развития, очень интенсивно занимается возвратом средств по одному из кредитных договоров, о чем недавно писала наша газета.
Мы полагаем, что у БРК есть все возможности по возврату десятков миллионов долларов, выведенных из банка Есенбаевым. Однако у нас нет ощущения, что БРК заинтересован в этом.
В связи с этим позволю себе напомнить, что в законодательстве Республики Казахстан предусмотрена ответственность за бездействие должностного лица, которое привело к материальному ущербу.
Наша газета намерена и впредь отслеживать ситуацию вокруг ИКБК. Мы хотели бы знать, что вы, Нурлан Жетписович, а также министр экономического развития и торговли РК Кайрат Келимбетов намерены предпринять, чтобы защитить интересы государства.
С неизменным уважением
и наилучшими пожеланиями

Марат АСИПОВ, редактор еженедельного выпуска газеты “Время”

Поделиться
Класснуть