Фол последней надежды?
Атакующий защитник молодежной сборной Казахстана по баскетболу Александр ЖИГУЛИН из костанайского
“Тобола”, где он провел последний год, перешел в испанскую
“Барселону”.Пока 16-летний игрок выступает за молодежный состав “Барсы”.
Жигулин начинал карьеру баскетболиста в капчагайском ТСМ. За следующие четыре года Саша стал не только игроком одного из сильнейших клубов Казахстана - костанайского “Тобола”, но и застолбил себе место в основе молодежной сборной Казахстана. А скауты “Барсы” заметили его еще раньше - на юниорском чемпионате мира в Индонезии. На них произвел впечатление не только рост молодого спортсмена - 202 см, но и его умение одинаково надежно играть на различных позициях. В ноябре прошлого года Сашу пригласили на просмотр в “Барселону” и сразу же предложили подписать контракт на два года. Кстати, за это время он успел уже завоевать титул чемпиона Испании, выступая за молодежный состав своего нового клуба.
Впрочем, не всех в Казахстане обрадовали профессиональный рост молодого дарования и его переход в известный европейский клуб.
Едва Жигулину предложили переехать на Пиренеи, Федерация баскетбола РК тут же запросила у “Барселоны” отступные в сумме 53 тысячи долларов. Правда, затем федерация поумерила аппетит, согласившись на 15 тысяч долларов.
- Переход игрока из одного клуба в другой - это вопрос договоренности самих клубов, - возмущается дядя Александра Владимир ФАДИН, который опекает несовершеннолетнего племянника. - В некоторых случаях сам игрок может выплатить неустойку своему прежнему клубу, который после этого указывает в его трансферном листе, что не имеет к нему претензий. Дело федерации - просто завизировать этот документ, а не выступать в роли коммерческого агента. Что касается “Тобола”, то я на правах родственника, который ведет Сашины дела, заплатил костанайскому клубу неустойку в размере 480 тысяч тенге. И после этого наша федерация вдруг выкатывает “Барсе” требования на 53 тысячи долларов, снизив затем сумму до 15 тысяч долларов! Просили бы уже сразу миллион…
- В итоге деньги-то кто заплатил?
- Я. Собрал необходимую сумму и отнес в федерацию. Время было дороже тех денег, потому что контракт Саши мог оказаться под угрозой. В “Барселоне” очень удивились, что за такого юного игрока наша национальная федерация запросила такие деньги.
Позиция федерации удивила и Николая АКСИНЕНКО, первого тренера Жигулина, которого он откопал в одном из сел Карагандинской области и научил играть в баскетбол.
- Когда Сашка начал выступать в основе ТСМ, за него селекционеры из России и Эстонии уже тогда давали порядка 30 тысяч евро. Однако мы сумели сохранить Жигулина для Казахстана, заиграли его за сборную, а теперь выясняется, что все лавры забрала наша федерация, не вложившая в него ни тиынки, - говорит Николай Иванович.
Однако Жигулин не обиделся на спортивных чиновников. Приехал в сборную Казахстана по первому зову. К матчам на Кубок Станковича тренировался в Алматы в своей экипировке и жил за свой счет.
- Не могу отказаться от приглашения в сборную Казахстана, потому что здесь моя Родина, - говорит он. - Соглашение с Федерацией баскетбола РК я все же подпишу, но в нем должны быть пункты, которые обеспечивали бы мне нормальные условия проживания, экипировку, суточные. Кроме того, хотелось бы, чтобы казахстанская федерация оплачивала мне и дорогу из Испании, когда я буду приезжать на игры сборной.
- Когда ты защищал цвета казахстанской молодежки, выплачивала ли тебе казахстанская федерация стипендию?
- Во время загранпоездок нам выдавали суточные, а премиальные выплачивали только два раза. Например, за серебряные медали юниорского чемпионата Азии мы получили по 70 тысяч тенге. А на чемпионате мира в Индонезии нам дали по 500 долларов на карманные расходы.
- Доволен ли ты условиями в “Барселоне”?
- Там очень здорово. За четыре месяца в Испании я отыграл столько матчей, сколько не играл за всю карьеру в Казахстане.
Комментарий в тему
Айгерим САБРАЛИЕВА, спортивный юрист: - В регламенте Международной федерации баскетбола (FIBA) есть положение о международных трансферах игроков. В пункте H.3.4.1.2 говорится, что за переход баскетболиста моложе 18 лет должна устанавливаться разумная компенсация. Подчеркиваю - разумная. До случая с Жигулиным в мировой практике помимо неустойки клубу, с которым у баскетболиста был действующий контракт, национальной федерации выплачивалось не больше 2 тысяч евро. Да и то за игроков уровня национальных сборных. Эта сумма складывается из тех денег, которые были вложены в того или иного баскетболиста. Жигулин был вначале на балансе частного клуба из Капчагая, а затем подписал контракт с костанайским “Тоболом”. Какие деньги в него вложила казахстанская федерация? Причем здесь люди, которые от лица федерации требуют такую фантастическую сумму за молодого игрока? На фол последней надежды, на который идут, чтобы сохранить талантливого игрока в Казахстане, это тоже не очень похоже - видимо, просто подвернулся шанс на ровном месте срубить деньги, и им воспользовались.
Михаил ВАСИЛЬЕВ, Алматы, тел. 259-71-98, e-mail: piterskii_m@time.kz , фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

