Что могло стать причиной падения «Фоккера»?
27 декабря при вылете из аэропорта Алматы потерпел крушение
«Фоккер-100» авиакомпании «Бек Эйр», направлявшийся в Нур-Султан. По
официальным данным, самолет был полностью исправен и своевременно
проходил техобслуживание. Из-за чего же произошла трагедия?
Корреспондент «Времени» собрал несколько версий, из-за которых
происходят подобные катастрофы.

Авиакомпания «Бек Эйр»
ежедневно выполняет два утренних рейса из Алматы в Нур-Султан — в 7:05 и
в 10:45. Учитывая доступность билетов, самолеты практически всегда
вылетают полными. Почему же именно 27 декабря произошла катастрофа?
Разумеется, теперь в этом будут разбираться специалисты, создадут
комиссию, отправят «черный ящик» на расшифровку. Пока же можно только
предполагать, из-за чего случилась эта беда.

Версия №1 — отказ двигателя по технических причинам
Как рассказал Аслан НАЗАРАЛИЕВ, один из выживших пассажиров, самолет
после взлета находился в воздухе полторы-две минуты, после чего началась
турбулентность и лайнер резко свалился вниз (см. «Аслан Назаралиев,
выживший пассажир «Фоккера»: Погибших среди детей я не заметил», «Время»
от 27.12.2019 года). Впрочем, мужчина мог перепутать и ошибиться с
точным временем, но одно ясно: самолет успел набрать определенную
высоту, прежде чем случилась поломка. Известно, что лайнер столкнулся с
землей прямо у забора аэропорта. На этом месте при нормальном взлете
самолеты достигают высоты 150-200 метров, так что можно предположить,
что «Фоккер» упал с чуть меньшей высоты. Причин для возникновения
проблем с двигателем может быть масса, но если это случилось из-за
некачественного топлива, то это означает, что в зоне риска находятся и
другие авиакомпании, заправляющиеся в аэропорту Алматы. Дело в том, что
аэропорт и авиакомпании хранят свое топливо в общих резервуарах, проще
говоря, сливают керосин в одну бочку. Проверить резервуары — одна из
первостепенных задач специально созданной комиссии по расследованию
катастрофы.

Версия №2 — попадание в двигатель птицы
Еще одно предположение: администрация аэропорта Алматы уже много лет воюет с жителями близлежащих домов, в первую очередь частного сектора, которые устраивают стихийные свалки в непосредственной близости к взлетно-посадочной полосе. Мусор привлекает птиц, залетающих в том числе и на территорию аэропорта. Отстреливать пернатых запрещено, поэтому их отпугивают с помощью петард и шумовых ружей. Орнитологическая служба аэропорта регулярно обращается к местным властям с просьбой навести порядок, проводятся рейды, привлекают к ответственности нарушителей, однако проблема с птицами остается весьма актуальной.
К слову, совсем недавно, в августе 2019 года в московском аэропорту «Жуковский» совершил аварийную посадку «Эйрбас-321» авиакомпании «Уральские авиалинии». Причиной инцидента стало столкновение лайнера со стаей чаек, в результате чего вышли из строя два двигателя.

Версия №3 — обледенение
Нередко
именно в зимний период самолеты терпят крушение из-за обледенения.
Перед взлетом лайнеры поливают специальной противообледенительной
жидкостью, из-за чего вылет даже осуществляется с опозданием, а
некоторые авиакомпании предупреждают об этом пассажиров. В том случае,
если самолет не обработан, нарушаются аэродинамические показатели и
управляемость, возможен так называемый срыв потока крыла, в результате
чего самолет может уйти в штопор.
Так случилось, например, в апреле 2012
года с лайнером ATR72 авиакомпании Utair, выполнявшим рейс Тюмень -
Сургут. При схожих погодных условиях, то есть при температуре воздуха
чуть ниже нуля, командир воздушного судна принял решение не проводить
обработку самолета и примерно через полторы минуты после взлета лайнер
потерял управление и рухнул.
Согласитесь, ситуация очень похожая, к тому же не надо забывать про высокую влажность в Алматы и туманы в районе аэропорта, как раз характерные для зимнего периода.
И здесь
очень важно понять, кто именно обрабатывал «Фоккер» «Бек Эйра» перед
вылетом — сотрудники авиакомпании или наземные службы аэропорта, что
именно за жидкость применялась, была ли вообще проведена обработка.

Версия №4 — человеческий фактор
К сожалению, большинство авиационных происшествий и катастроф происходят из-за некачественной работы наземных служб и ошибок пилотов. Один не докрутил гайку, другой скрыл болезнь, третий оказался слишком самоуверен. По данным Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в соседней России 80 процентов авиапроисшествий происходят по вине авиационного персонала при выполнении и и организации полетов, и лишь 20 процентов — из-за отказа техники.
Можно предположить, что и в Казахстане ситуация аналогичная. В любом случае, как говорят в гражданской авиации, у любой авиакатастрофы всегда несколько причин. Все, что сейчас могут сделать авиационные власти — выявить их и устранить, чтобы подобных трагедий больше не было.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы