Цифровизация страхового рынка: перспективы и направления развития
Интервью заместителя председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка Марии Хаджиевой
- Мария Жамаловна, расскажите, пожалуйста, об основных направлениях цифровизации страхования?
Глобальная пандемия стала серьезным системным риском для всех финансовых рынков, в том числе страхового, но, с другой стороны, стала триггером для ускорения масштабной цифровой трансформации. Финансовым организациям и их регуляторам потребовалось оперативно перестраивать и совершенствовать свои бизнес-процессы в соответствии с ожиданиями потребителей.
Для достижения поставленных задач агентство делает основной акцент на следующих направлениях.
Первое - Insurtech. Это цифровые технологии, которые будут способствовать эффективному взаимодействию страховых компаний с их клиентами при оказании страховых услуг, что позволит рационально использовать временные и финансовые ресурсы обеих сторон.
Второе направление – RegTech. Данные технологии предназначены для повышения эффективности деятельности участников страхового рынка. Создание полной базы данных по договорам страхования позволит снизить нагрузку на страховые компании за счет сокращения отчетности. Интеграция государственных баз данных позволит проводить более полную и достоверную оценку рисков по каждому клиенту.
Третье – это SupTech: автоматизация надзора за выполнением регуляторных требований страховыми компаниями. Это даст возможность оперативно реагировать надзорному органу на негативные факторы в деятельности страховщиков.
- Какие проблемы и вызовы с переходом на цифровизацию страхового рынка вы бы назвали?
Основной проблемой страхового сектора является отсутствие полной и достоверной статистики. Мы находимся в начале пути по наполнению базы данных: с 2020 года формируется статистика по обязательным классам страхования, с 2022-го база будет наполняться данными и по добровольным страховым классам.
Кроме того, для цифровизации полного цикла страхования необходима статистика не только по договорам страхования, но и по страховым случаям. Причем не только в разрезе классов страхования, но и по каждому продукту каждой компании.
Дальнейшее развитие единой страховой базы данных (ЕСБД) как уникальной системы по страховой статистике и ключевого элемента цифровизации страховых услуг напрямую влияет на развитие страховой отрасли Казахстана. Она позволит создать новые сервисы и снизить издержки для участников страхового рынка, а также улучшить функции надзора, повысить доступность и качество страховых продуктов и услуг.
- Что даст цифровизация потребителям и страховщикам?
Цифровизация страхового рынка обеспечит населению возможность получать полный спектр страховых услуг в режиме онлайн и заменит необходимость посещения офисов страховых организаций.
Вся суть электронного полиса состоит в заключении договора через ЕСБД и предусматривает присвоение ему уникального номера. Данные ЕСБД позволяют автоматически рассчитывать тариф для оплаты страховых премий.
Цифровизация позволит создать электронные площадки: маркетплейсы по предложению всего спектра страховых услуг, что повысит осведомленность клиентов о страховых продуктах, а страховым компаниям в процессе конкуренции позволит расширять линейку страховых продуктов, учитывающих интересы клиентов.
- Что даст цифровизация финансовому регулятору?
Для регулятора важно обеспечить защиту прав и интересов потребителей страховых услуг, стабильность страхового сектора на должном уровне. Для этого необходимо своевременное получение структурированных данных о деятельности страховщиков. Применение новых цифровых технологий, таких как Open API, позволит финрегулятору моментально получать необходимую информацию по компаниям, что обеспечит оперативную оценку состояния страховых компаний, своевременное реагирование и снижение рисков применения недобросовестных практик на страховом рынке.
- Вы упомянули про онлайн-урегулирование страховых случаев. Расскажите, как это будет работать?
В случае наступления страхового события клиент будет иметь возможность подать заявление для получения выплаты на сайте страховой компании без посещения офиса страховщика. Все этапы процесса урегулирования страхового случая, начиная с формирования пакета документов и заканчивая выплатой либо обжалованием решения страховщика, будут фиксироваться в ЕСБД.
Таким образом, будет обеспечена цифровизация полного цикла оказания страховых услуг по договору обязательного автострахования: от момента заключения договора до получения страховой выплаты.
- Каковы перспективы развития цифровизации страхового рынка?
Потенциал продаж цифрового страхования огромен, цифровизация операционных процессов страхового бизнеса идет полным ходом. К числу основных современных мировых трендов можно отнести переход от разработки стандартизированных страховых продуктов к созданию индивидуальных программ страхования с использованием доступной информации социальных сетей, медицинских организаций и прочее.
Сергей Садыков, Алматы

