Молочка проходит проверку «цифрой»
Казахстанские производители «молочки» начали выстраивать свои экспортные отношения с Россией и Беларусью в рамках нового формата… цифрового. В этих странах с лета этого года вводится поэтапная диджитал-маркировка. А это значит, что на рынок сможет попасть товар только со специальным кодом.
Сначала оцифрованными стали мороженое и сыры. А с 1 сентября под метку попала молочная продукция, срок годности которой свыше 40 дней. Как работать по новым правилам торговли и не потерять свое место под солнцем на рынке ЕАЭС, расскажет руководитель категории «мороженое» компании «Шин-Лайн» Дмитрий ДОКИН. Это предприятие одним из первых внедрило новую цифровую технологию для экспорта.
- Дмитрий Борисович, здравствуйте, расскажите, пожалуйста, в какие страны ЕАЭС Вы экспортируете свою продукцию?
- Кроме внутреннего рынка Казахстана мы поставляем продукцию в Россию, Киргизию и Беларусь, в 2022 году планируем начать поставки в Армению. На данный момент наш экспорт в эти страны составляет почти 3 000 тонн и является весомой и важной долей. Кстати, с лета этого года мы начали отгружать в РФ и Беларусь наше мороженое уже с цифровой маркировкой. Это новое требование этих стран.
- В какие страны вы отправляете мороженое с цифровой маркировкой? Когда вы начали его экспортировать?
- Первый этап цифровой маркировки введен в России с 1 июня, в Беларуси - с 8 июля 2021 года. С введением маркировки мы не прерывали поставки продукции в эти страны.
- В чем заключаются новые правила ввоза продукции в Россию и Беларусь?
- Новые правила маркировки вводятся в несколько этапов. На первом производителям необходимо добавить на каждую упаковку продукта DataMatrix-код. В коде маркировки, присвоенном каждой единице продукта, зашита информация о производителе, серийный номер товара и прочие сведения, необходимые для контроля за его перемещением.
Последний этап – это агрегация продукта в упаковке, то есть объединение товара в гофрокоробку с сохранением информации об уникальных кодах всех вложенных товарных единиц в этой коробке. Данный этап технически сложен и решается только очень большими затратами.
Цифровая маркировка отличается тем, что код на каждой упаковке продукта должен быть уникальным, и это создает сложности. Конечно, можно переложить маркировку на поставщиков упаковки, но цена ее вырастет, или же нужно организовывать печать на своем производстве. А это необходимость закупки печатного, сканирующего и иного оборудования и многие другие прелести непрофильного бизнеса.
- Как происходит процедура ввоза маркированного товара на территорию России и Беларуси? Что нужно учесть отечественному производителю?
- На первом этапе нужно только напечатать уникальный DataMatrix-код, и во время пересечения границы его привяжут к ветеринарному сертификату. То есть экспортер должен знать, какие именно коды находятся в той или иной машине на границе. Этот процесс заставляет казахстанских производителей сканировать напечатанные коды и составлять партионный учет по машинам, что усложняет работу и заставляет переходить практически к третьему этапу маркировки: это нанесение кодов, их сканирование и агрегация кодов по гофрокоробкам.
- А как у вас происходит процесс цифровой маркировки экспортной продукции?
- Мы используем комбинированный путь, маркируем продукцию сами и приобретаем упаковку с уже напечатанными нашими кодами, далее их сканируем и составляем партионный учет продуктов с DataMatrix-кодами. Агрегацию кодов по коробкам будем делать со следующего сезона. Безусловно, можно говорить о том, что мы, как единственный экспортер мороженого на зарубежные рынки, будем вынуждены вкладывать средства не в процесс развития нашего производства и увеличение объемов продукции, от которого зависит экономика республики, а именно в создание маркировочного процесса. Другим же предприятиям отрасли, которые еще не экспортируют, но в дальнейшем планируют, нужно будет вникать в данный сложный процесс, и тут главное, чтобы они остались наплаву.
- Планируете ли вы расширять перечень экспортной продукции?
Наша компания выпускает более 100 видов мороженого. На экспорт идут такие бренды, как «Мишка на полюсе», «Золотая коллекция» (конфетная серия), премиальное мороженое Bahrоma и другие. В следующем году планируем экспортировать и новинки сезона 2022 года, изготовленные на линиях новой фабрики.
- Вы импортируете молочное сырье из России и Беларуси для произодства своей продукции? Насколько важно, на ваш взгляд, внедрение маркировки молочной продукции для потребителя?
- Да, импортируем. Что касается потребителя, то в молочной индустрии контрафакт по объему ничтожен, а ресурсы, которыми эту проблему решают, масштабны.
- Как вы думаете, защитит ли казахстанский рынок от контрафакта экспорт и импорт именно маркированной молочной продукции?
- Казахстану необходимо срочно вводить требование, чтобы весь импорт на мороженое, сыры и другие молочные продукты был маркирован, ибо сейчас все российские производители смотрят на Казахстан как на рынок «слива» своей немаркированной продукции: не все производители у северного соседа в силах и сейчас организовать маркировку и мечтают ее продавать в Казахстан по сниженным ценам. Кроме того, Казахстану срочно нужно вводить собственную маркировку для экспортеров: это деньги в казну и упростит экспорт производителям, нам не нужен будет партионный учет – по этому пути пошла Беларусь. Что касается молочного производства, то здесь контрафакта не существует или он ничтожен, в отличие от сигарет, алкоголя, кроссовок и прочих нелегальных продуктов.
Для справки. Компания «Шин-Лайн» была создана в 1995 году, сегодня является крупнейшим производителем мороженого в Центральной Азии и первым поставщиком казахстанского мороженого на зарубежные рынки. По данным «Евромонитора» группа компаний «Шин-Лайн» занимает 39,8 процента рынка мороженого в Казахстане. Компания осуществляет экспорт казахстанского мороженого на рынки России, Беларуси, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана и Монголии.
Елена БАХАРЕВА, Алматы