2872

Чтобы выдержать конкуренцию с другими странами, казахстанским фермерам надо кооперироваться - Арман Жетписбаев

Лето – горячая пора для сельских жителей. К сожалению, все чаще даже благоприятная погода и богатый урожай не гарантируют того, что фермер окончит сельскохозяйственный сезон с прибылью, а не уйдет в минус. О том, с какими сложностями сталкиваются казахстанские сельхозпроизводители и как им может помочь недавно анонсированный проект национальной товаропроводящей системы, рассказал директор ТОО GrowMe, расположенного в Туркестанской области, Арман Жетписбаев.

Чтобы выдержать конкуренцию с другими странами, казахстанским фермерам надо кооперироваться - Арман Жетписбаев

- Арман, расскажите, пожалуйста, о своем бизнесе. Давно вы решили выбрать для себя фермерскую стезю?

- Мне 30 лет, из них последние восемь работаю в сельском хозяйстве. У нашей компании GrowMe есть тепличный комплекс площадью 4 га, также выращиваем овощи на открытом грунте, но эти участки берем в аренду. Мы производим огурцы, томаты, салат и другую зелень. Наше хозяйство не большое, но и не маленькое – на постоянной основе в штате компании работают около 20 человек, а в горячий сезон количество работников увеличивается до 60 человек, так что мы обеспечиваем рабочими местами жителей области.

- Сельский труд нелегок, его результат зависит от многих факторов, в том числе таких, на которые человек не может повлиять, например, засуха или проливные дожди. По вашему опыту, в последние годы казахстанские фермеры довольны итогами сельскохозяйственного сезона или чаще испытывают разочарование?

- Если честно, последние годы все чаще для нас становятся неудачными, и многие из моих знакомых не хотят больше заниматься фермерством. Соседние страны буквально заваливают нас своей сельхозпродукцией, и нам невыгодно выращивать свои огурцы и помидоры. В Туркменистане, например, себестоимость выращивания одного килограмма томатов в три раза дешевле, чем у нас. Туркменским фермерам за счет дотаций практически бесплатно обходятся электроэнергия и газ, там дешевле расходные материалы, ниже зарплата. В Узбекистане 8000 га теплиц и климатические условия помягче, чем на юге Казахстана, в некоторых регионах можно обойтись без газа. У нас дорогое электричество, подорожал уголь, удобрения и препараты мы ввозим из-за границы, а значит, они привязаны к курсу валюты, так что конкурировать с соседями по цене нам нелегко.

Качество овощей, поставляемых из соседних стран, вполне сносное. Конечно, урожай им приходится снимать раньше, но это уже не те помидоры и огурцы, которые раньше выращивали без всякого контроля и пичкали химикатами. И в Узбекистане, и в Туркменистане сейчас строят новые современные теплицы, применяют современные агротехнологии.

Еще одна проблема – никто из наших фермеров не знает точно, сколько и чего нужно сажать, аналитики по рынку нет, приходится работать наугад. Поэтому у нас то рынок завален помидорами, а огурцов нет, то наоборот.

Нужен какой-то общий информационный сервис, портал, где можно было бы заключать форвардные сделки на поставку продукции и получать статистику по рынку. Это даст возможность нормально планировать. Чтобы выдержать конкуренцию с другими странами, казахстанским фермерам надо кооперироваться.

- Но хотят ли сами фермеры объединять усилия?

- У нас на юге много мелких хозяйств, которые производят небольшие объемы продукции. Мы пытались сотрудничать с другими фермерами, говорили о том, что надо выступать единым фронтом и выходить на крупных покупателей, возможно, зарубежных, на российские торговые сети. Если каждый из нас производит по 10-15 тонн, мы никогда не сможем заинтересовать серьезных игроков. Но фермеры устали, они никому не доверяют, не верят долгосрочной стратегии и скорее согласятся получить небольшие деньги, но сейчас, чем более серьезные, но в отдаленной перспективе. Если бы на рынке был единый оператор, который весь выращенный урожай грамотно распределял по супермаркетам и рынкам, не было бы демпинга и спекуляции. Мелкие фермеры начинают паниковать, как только в течение пары дней возникают сложности со сбытом товара. Они скидывают цены, а перекупщики пользуются ситуацией, ждут, когда среди фермеров начнется паника, чтобы купить товар по минимальным ценам. У посредников всегда есть клиенты, они всегда имеют свою маржу.

Между фермером и покупателем сегодня как минимум две лишние прослойки. Первая - человек, который ездит по фермерам, собирает товар и имеет 20-30 тенге с килограмма. Он приезжает на рынок, где уже продавец получает свои 20-30 тенге с килограмма только за то, что отправляет продукцию клиентам – сетям, магазинам у дома. И это минимальная сумма, которую накидывают сверху, если того или иного товара на рынке меньше, цену поднимают выше. Но фермер ничего не узнает об этих операциях и о том, сколько заработают на его урожае посредники. Нужна прозрачная схема, которая исключит участие недобросовестных посредников. Как раз такую схему через создание торгово-логистической системы предлагают авторы проекта национальной товаропроводящей системы.

- В адрес этого проекта уже звучала критика, скептики говорят, что фермеры не пойдут в оптово-распределительные центры (ОРЦ), что не удастся загрузить все мощности, а значит, бюджетные деньги выбросят на ветер…

- Если есть сомнения, значит, надо действовать поэтапно, начав с привлечения добросовестных игроков. Возможно, поначалу в ОРЦ пойдут недобросовестные фермеры, таких, к сожалению, у нас много. В то же время всегда есть люди, для которых качество продукции на первом месте, они стараются, добросовестно и в срок проводят все агротехнические мероприятия. Из таких фермеров и предстоит сформировать костяк производителей, на примере которых другие будут стараться выращивать качественную продукцию и поставлять ее в ОРЦ. Их надо привлекать и поощрять – чуть подороже покупать у них урожай, обеспечить им хороший сбыт. Глядя на такой пример, и другие подтянутся, начнут работать официально, фермеры выйдут из тени, а государство получит налоги. Если вы проедете по селам юга Казахстана, то увидите, что у большинства небольших фермеров нет даже банковского счета – люди доверяют только наличным, уровень финансовой грамотности очень низок, никто не хочет заключать договоры, нести юридическую ответственность. Такого человека всегда легко обмануть.

Большой плюс от ОРЦ будет в том, что мелкие фермеры смогут воспользоваться услугами современных хранилищ. Для казахстанского сельского хозяйства это серьезная проблема. В сезон сбора урожая фермеры отдают свою продукцию дешево, потому что ее негде хранить, а когда сезон заканчивается, горожане втридорога покупают импортные яблоки и картошку. Сегодня собственные хранилища могут себе позволить только крупные хозяйства.

- Какие еще проблемы ОРЦ помогут решить фермерам?

- Небольшие фермеры не могут позволить себе технолога, а сами чаще всего очень плохо знакомы с технологиями хранения и производства. Больной вопрос – невозможность в одиночку выйти на внешние рынки. Прежде чем начать свое дело, я работал в одном из крупных комбинатов и знаю ситуацию в российских сетях. Им нужны овощи и фрукты, они покупают товар из Азербайджана, Туркменистана, хотя с точки зрения логистики доставлять оттуда дальше и дольше. Мы можем доставить за три дня вместо десяти, но при этом занимаем меньшую долю на огромном российском рынке.

- Почему так происходит?

- Супермаркетам неинтересно собирать нужный им объем продукции у небольших фермеров. Им нужен один серьезный игрок на стороне поставщика, нужна договоренность, что фермеры высадят определенные сорта, проведут агротехнические мероприятия.

В поставках казахстанских овощей и фруктов заинтересована не только Россия, но и другие страны. Но фермеры-одиночки никогда не смогут пройти сертификацию и отработать такие направления, а органа, который помог бы и организовал поставки, нет. Эту задачу и возьмут на себя оптово-распределительные центры: они смогут заключать контракты с сетями, договариваться с фермерами, регулировать цены. При этой же платформе можно создать институт, который поможет получить международные сертификаты. Если, скажем, сельхозпроизводитель получит сертификат независимой организации Global G.A.P, он может выйти на любой рынок мира, и ни у кого не возникнет сомнений в качестве его продукции. Такие платформы, как ОРЦ, существуют во всем мире, так что, как говорится, придумывать ничего не надо - бери и делай. Недоверие понятно, фермеры много раз обжигались, и привлечь их в ОРЦ будет трудно. Это сложный проект и серьезная работа, но ее нужно сделать, иначе не будет улучшений.

Сергей Садыков, Алматы

Поделиться
Класснуть