3462

Бензина много не бывает

2019 год стал показательным для трех модернизированных нефтеперерабатывающих заводов Казахстана. Именно теперь можно сказать, насколько качественно и с учетом современных требований был осуществлен этот грандиозный проект.

Бензина много не бывает

Все мы помним перебои с горючим, жалобы на его качество и возмущения: вот, мол, живем в нефтедобывающей стране, и глупо испытывать такие трудности. А ведь это осталось в прошлом! 2019 год прошел спокойно, без талонов и ажиотажа, без значительного роста цен. И все потому, что в 2018-м была завершена модернизация всех трех нефтеперерабатывающих заводов – Атырауского, Павлодарского и Шымкентского. То есть произошла глобальная перезагрузка нефтеперерабатывающей отрасли.

Обновление коснулось технологически сложной нефтеперерабатывающей промышленности. Той самой, которая оказывает решающее воздействие на экономическое развитие Казахстана.

Понятно, что проект потребовал значительных инвестиций. Масштабная реконструкция производственных мощностей совпала с периодом низких цен на нефть, а производство при этом не останавливалось ни на одном из заводов. Итог модернизации мы ощутили уже в этом году, теперь внутренний рынок полностью обеспечен топливом. Производство бензина выросло почти в два раза – с 2,9 миллиона тонн до 5,5 миллиона тонн в год. При этом внутреннее потребление составляет 4,2 миллиона тонн. Есть вещи, которые рядовому потребителю незаметны, но о них стоит сказать. Знаете ли вы, что теперь казахстанские нефтеперабатывающие заводы стали выпускать большее количество авиакеросина марки РТ, что дает возможность производить топливо международного класса Jet A1? Производство бензина не просто закрывает потребность казахстанцев, но и становится статьей импорта. Так что мы теперь экспортируем нефтепродукты в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Модернизация оказала влияние и на производство высокооктанового бензина, то есть более качественного, не наносящего ущерб экологии. Сейчас октановое число бензина, который выпускается на отечественных нефтеперерабатывающих заводах, от 92-го и выше, вся продукция соответствует экологическим стандартам К4 и К5 (аналог Евро-4 и Евро-5). Содержание вредных веществ в составе отечественного бензина снизилось в 200 раз. Это огромное достижение, которым по праву можно гордиться.

Еще одна подробность проекта - финансирование проекта осуществлялось без привлечения бюджетных средств государства и составило более 6 миллиардов долларов США. Часть из них составляют собственные средства «КазМунайГаза», остальная заимствована у Банка развития Казахстана, экспортно-импортного Банка Китая, Японского банка международного сотрудничества.

А вот любителям новаций будет интересно узнать, что при модернизации НПЗ были применены передовые технологии в области переработки нефти фирм ЮОП (США), «Аксенс» (Франция), «Фостер Уиллер» (Италия) и другие самые передовые разработки. Стоить отметить сложность, длительность и большой объем строительно-монтажных работ, ведь проводились они в непосредственной близости от действующих производств. Например, на НПЗ в Атырау построены 24 новые технологические установки и более 50 объектов общезаводского хозяйства. В качестве подрядчиков были приглашены ведущие мировые компании, которые входят в топ-50 мировых инжиниринговых и строительных компаний мира.

Итог модернизации – обновленное производство, увеличенная глубина переработки и качественные нефтепродукты, возможность обеспечить страну топливом даже с учетом прогнозируемого роста потребления, а также растущие мощности для импорта, улучшение качества продукта.

Бонус от модернизации - производство базового сырья для нефтехимических производств. Параксилол и бензол являются важнейшей составляющей для дальнейшего развития нефтехимического кластера в стране.

Кроме того, сегодня НПЗ Атырау и Павлодара находятся в тренде цифровизации производства. Здесь внедрены системы управления производственными процессами MES, система управления техническим обслуживанием и ремонтом IBM MAXIMO, система управления инспекциями и обеспечения надежности Meridium APM, система оптимизационного планирования производства на базе программного обеспечения Spiral. Вот с такими итогами заканчивается первый год огромного и сложного проекта по модернизации трех НПЗ.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть