7603

Миру - миф

В декабре на большие экраны страны выйдет первый казахстанский фильм-фэнтези “Книга легенд: таинственный лес”. Несмотря на то, что к жанру фэнтези cмело может быть отнесена любая картина, снятая, например, про Астану “Книга легенд”, - это классический представитель указанного направления с путешествием в преисподнюю, жуткими монстрами, орками и компьютерной графикой. Режиссер Ахат ИБРАЕВ (на снимке) рассказал, чего мы можем ждать от фильма и чего он ждет от зрителей.

- Релиз ленты откладывался несколько раз. По объективным причинам или просто дань традиции?
- Поскольку в картине много компьютерной графики, которую нужно было грамотно отцветокоррить, озвучить и так далее, мы решили не торопить события. К тому же время перед Новым годом - праздничное, а поскольку у меня сказка для семейной аудитории, то соответствующая обстановка, надеюсь, поможет лучше воспринять фильм.

- “Книга легенд” основана на древнетюркской мифологии. Почему?
- Я думаю, что молодым казахстанским режиссерам - сейчас я имею в виду в первую очередь себя - важно начать создавать кино для детской аудитории, потому что это та аудитория, которая сформируется вместе с тобой. Сейчас бесполезно снимать какое-то новое, пороговое кино, направленное на уже сформировавшихся людей, и доказывать им, что есть тенгрианская мифология, что может быть медведь, поклоняющийся темным силам, или лебедь - посланник богини Умай. Возможно, они будут обсуждать это три дня за вечерним чаем, но этого недостаточно для того, чтобы повлиять на мировосприятие человека. А дети подвержены изменениям. Вот пример, правда, не киношный. В Чикаго выпускается газета Chicago Tribune. Ее читает едва ли не все взрослое население штата Иллинойс, включая студентов. Но чтобы приводить к изданию новых читателей, редакция создала еще одну газету - “Красный глаз”. Она распространяется бесплатно, журналисты из нее переходят в Chicago Tribune, и читатели тоже перетекают от “младшей” газеты к “старшей”. В общем, надо готовить почву для своих будущих фильмов. В настоящее время бесполезно делать что-то вроде местного “Властелина колец”, потому что у такого фильма просто нет аудитории. Поэтому я и создал фильм на основе мифологии.

- Понятно, но почему именно тенгрианской?
- Мне кажется, надо показать, что у нации есть своя мифологическая основа. Наши культурные образцы XVI-XVIII веков, к сожалению, преисполнены печали и минора - это сплошной плач и стоны. Этим зрителя не заинтересуешь. Современному ребенку нужно нечто иное, а именно - национальные легенды в привлекательной позитивной обертке. Как-то я ехал в поезде, смотрел на заснеженную, ветреную степь и вдруг осознал, что наши предки выживали в таких условиях без всяких поездов, отопления и горячей воды. Что помогло им? Думаю, единство с природой. Тенгрианская позиция - это философия несопротивления природе. Нужно не бороться с ветром, а стать его частью. По большому счету, именно такая идеология может быть полезна человечеству в принципе. Конечно, в тенгрианстве есть и конкретные образы (которые и показаны в фильме. - Т. Б.). Например, бог верхнего мира Тенгри, бог нижнего мира Ерлик. Кстати, у Ерлика есть кузнецы, которые бьют по наковальне, и от каждого удара рождаются злые духи, похищающие детей из семей, где царят раздоры и неблагополучие. Достаточно интересная идея в плане государственной идеологии, поскольку способствует укреплению института семьи. А нам его нужно укреплять - у каждого второго в семье есть родственники, с которыми он не общается. Это ненормально. Я был в разных странах, но нигде не сталкивался с таким. Мы можем общаться с собственными врагами и при этом не пересекаться с близкими. Из этого, мне кажется, проистекает много личных и общественных проблем. Тенгрианская мифология, надеюсь, поможет исправить ситуацию, воспитать новое поколение более близким к своим генетическим кодам.

- А эпизод с насваем, когда медведь закидывает его за губу и ему становится хорошо, ты убрал из фильма, потому что он не соответствовал кодексу настоящего тенгрианца?
- Ха-ха, нет, это по настоянию “Казахфильма”. Мне сказали, что эта сцена не очень вяжется со сверхзадачей проекта. Мы “прогнали” фильм по нескольким фокус-группам, и я убедился, что так оно и есть - эпизод слишком сильно отвлекал на себя внимание, перекрывал остальные, тормозил сюжетное развитие.

- Гульнар ДУСМАТОВА удивлялась: на момент съемок тебе было 23 года, а разговаривал ты со всеми, как в меру упитанный мужчина с проседью в висках. Откуда в тебе эта обстоятельность?
- Просто для меня то, что я делаю, это не шутка. Я полностью связываю свою жизнь с профессией и многое ради нее отдам. И на площадке у меня полная концентрация. Я могу, конечно, балагурить с актерами, но для меня не все равно, снято или не снято, и я не говорю: “а да ладно, как-нибудь смонтируется”. А многие люди у нас просто не видели, что так можно относиться к работе. В Америке же я становился свидетелем ситуаций, когда человека увольняют в первый же съемочный день, он заносится в черные списки, и ему уже никогда не получить работу в кино.

- Отработав на нескольких американских проектах, по возвращении из США ты получил постановку на “Казах­фильме”.
- На студии вообще запустили очень много молодежи. Это правильно. Благодаря запускам появилось несколько десятков операторов, художников-постановщиков, звукорежиссеров и так далее. Образуется новая кинематографическая среда. Во многом это заслуга Ермека АМАНШАЕВА, который дал выразить себя огромному количеству начинающих режиссеров. Можно спорить об уровне фильмов, но в данное время мы на этапе формирования свежего поколения киношников, а массовое появление интересного кино, как бы мы ни относились к этому, будет позже.

- Когда речь заходит о развитии казахстанского кино, то кто-то отстаивает позиции арт-хауса, а кто-то ратует за коммерческий кинематограф. Есть еще поборники так называемого народного кино, которое снимается во имя народа, после чего благополучно проваливается и на фестивалях, и в прокате. Ты на какой стороне силы?
- Я думаю, снимать надо все подряд, и чем больше, тем лучше. Количество будет перерастать в качество. Тот же “Казахфильм” дал толчок сериальному производству на местных телеканалах. Можно ругать сериалы или хвалить, но факт в том, что сейчас на локальном телевидении очень много “мыла” казахстанского производства. Я сам тоже причастен к делу - снял недавно детский сериал по заказу ТРК “Казахстан” для телеканала “Балапан”. Говорят, детям очень нравится.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Ермека РУСТЕМОВА и из личного архива Ахата ИБРАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть