Стоп, мотор!
Восемь месяцев пешком и - безрезультатная попытка доказать в суде, как мне на станции технического обслуживания сломали машину
Я неразлучна с любимой машиной “Митсубиси Эклипс” вот уже пять лет. Была. Пока 29 марта 2012 года не обратилась в алматинский автосервис “Александр и К” для ремонта ходовой части. Эта станция технического обслуживания пользовалась у меня хорошей репутацией, предыдущие свои машины я чинила исключительно там: делали ребята все на совесть. Но наши пути разошлись 3 апреля, спустя пять дней после того как мой красный “Эклипс” заехал своим ходом на территорию сервиса, а вот выехать оттуда уже не смог - застучал двигатель, который потребовал капитального ремонта.
Для знающих автолюбителей уточню: в двигателе провернуло вкладыши на одном из шатунов вследствие масляного голодания.
Это печальное известие мне по телефону сообщил главный механик СТО, добавив при этом, что ремонт двигателя обойдется мне в каких-нибудь 400 тысяч тенге. Да плюс я должна была оплатить 209 тысяч тенге за ремонт ходовки.
Полдня я билась в истерике, предполагая всякое, что могло случиться и кто за все это будет платить: ведь еще 29 марта двигатель был целым, и никаких жалоб на его работу у меня не было.
Неравнодушные коллеги и знакомые предположили, что пока моя машина была на СТО, на ней кто-то катался. И этот “кто-то” прощелкал уровень масла.
В тот же день, 3 апреля, когда моему “Эклипсу” был поставлен страшный диагноз, на СТО приехали сотрудники официального дистрибьютора машин “Митсубиси” - “Митсубиси-центра”. Стали выяснять, что произошло. Оказывается, за два дня до поломки мне был некачественно установлен один из сальников двигателя, который и дал течь масла. Его, конечно, поменяли. Но последствия оказались куда более драматичными, чем два потерянных дня.
Стала судорожно обзванивать частные оценочные компании, которые могут определить стоимость ущерба и виновника случившегося. Везде мне отказали, но при этом указывали на алматинскую лабораторию судебных экспертиз. А там и вовсе заявили: экспертиза проводится только по постановлению правоохранительных и судебных органов.
Мне ничего не оставалось делать, как оплатить работы по ходовой части и на эвакуаторе увезти машину в “Митсубиси-центр”, где она, бедняжка, пылится уже 7 месяцев. Правда, на этот раз я впервые за 7 лет сотрудничества с указанной выше СТО потребовала все документы, в том числе фискальный чек и акт о техническом состоянии поврежденного автомобиля. На календаре было 24 апреля.
Выданные мне на руки документы повергли в шок: фискальный чек №1, счет-фактура №21, акт выполненных работ № 20, накладная на отпуск запасов на сторону вообще под номером 17 . Выходило, что мне впервые “выбили” чек, а моя машина в апреле оказалась 21-й отремонтированной на данной СТО! При том что поток клиентов у этого автосервиса приличный.
Я решила взять себя в руки и доказать, что платить за ремонт машины, которая сломалась по вине третьих лиц, не обязана.
Составила три заявления - в налоговый департамент, финполицию и ДВД Алматы. Просила тщательно разобраться в деятельности данной организации на предмет ведения двойной бухгалтерии, а заодно - привлечь сотрудников фирмы к ответственности за халатную работу. Итог: налоговики никаких нарушений в деятельности СТО не нашли, финполиция в этой связи в принятии мер отказала, а Алмалинское РУВД, проводившее доследственную проверку, благополучно для СТО ее завершило.
Мне ничего не оставалось, как судиться с этой станцией. Но перед этим я направила на СТО досудебную претензию с требованием компенсировать мне расходы по ремонту машины. Этот документ руководство автосервиса проигнорировало.
В июле, после того как в “Митсубиси-центре” двигатель был разобран, а мне на руки выдан дефектовочный акт, я обратилась в Алмалинский районный суд. После первого же заседания судья Асель МЕДЕТБЕКОВА назначила товароведческую экспертизу. Однако эксперт отказал в расчете суммы ущерба, сославшись на то, что двигатель... разобран. Удивительно, но факт: если бы он был собран, я бы не имела оснований обратиться в суд! И круг замкнулся.
Слушания возобновились только в октябре.
Показания давал и тот главный механик СТО “Александр и К”, и начальник цеха “Митсубиси-центра”, и даже свидетель, которому аналогичным способом на данной СТО сломали двигатель автомашины “Альфа-Ромео”. Под занавес рассмотрения дела в суд пришла директор автосервиса и привела с собой автоэлектрика и слесаря по ремонту ходовой части. Последние трое усиленно доказывали суду, что я сама виновата в поломке двигателя: дескать, течь масла из него они обнаружили несколько лет назад, постоянно мне его доливали и рекомендовали менять сальник.
Ну и, конечно же, они представили суду дефектовочные акты, датированные 2011 годом, в которых указано, сколько и какого масла было долито в мою машину, что рекомендовано. Эти бумаги я увидела впервые, моей подписи в них нет. На мой вопрос, а где документы о том, что я вносила в кассу деньги за доливку масла, директор СТО придумала какую-то акцию “Автоледи”, в рамках которой якобы всем клиенткам сервиса до 5 литров масла доливалось бесплатно. Фантастика! Прямо не предприятие малого бизнеса, а институт благородных девиц.
В общем, сколько бы аргументов я ни приводила в суде о вине СТО, погубившей мою машину, в понедельник, 19 ноября, судья Медетбекова отказала в удовлетворении моего иска в полном объеме.
После оглашения решения она добавила, что я все сделала неправильно, и хотя очевидно, что поломка случилась на территории СТО... у меня нет никаких доказательств по делу!
Вот так наше доблестное законодательство о защите прав потребителей охраняет наши с вами права. Можно быть хоть семи пядей во лбу, доказывая очевидные вещи, но оберегать малый бизнес, оказывается, государству куда важнее, чем простых его граждан.
Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Комментарий в тему
Сергей УТКИН, юрист:
- Любое судебное разбирательство, безусловно, всегда упирается в доказательства и их оценку судом. Но потребителю сегодня очень сложно доказать, что некачественная услуга или сломанная вещь - вина услугодателя: ведь когда мы идем в магазин или обращаемся в химчистку, мы не рассчитываем, что сыр подсунут просроченный, а шубу испортят. Соответственно, мы изначально не зацикливаемся на сборе документов, всевозможных актов и проведении видеосъемок. В конце концов, первая наша мысль: мы пришли к профессионалам своего дела.
Любая компания, которая стремится завоевать доверие потребителя и хорошую репутацию, не допустит конфликтных ситуаций и будет стараться идти потребителю навстречу. Не должен потребитель, который не является профессионалом, доказывать вину услугодателя, это как в уголовном законодательстве понятие презумпции невиновности. Не может быть виноват в некачественном товаре или услуге потребитель, если поломка случилась на территории услугодателя или продавца. Если, конечно, не будет доказано обратное.