Плодитесь - и обрящете
Светит ли Казахстану беби-бум? На чем основываются эксперты, прогнозируя конкретные показатели естественного прироста населения страны до 2020-го и на последующие годы? Есть ли в нашей стране свой “Иваново - город невест”? А “город женихов”? Грозит ли Казахстану обретение статуса стареющей нации? На эти и другие вопросы на “прямой линии” с читателями отвечает советник президента - председатель Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при главе государства Гульшара АБДЫКАЛИКОВА (на снимке).
Зарина, Алматы:
Может ли женщина, пострадавшая от бытового насилия, обратиться в вашу комиссию напрямую, если она не может найти помощи в полиции?
- Конечно. Мы принимаем такие жалобы и берем на контроль обращения женщин в правоохранительные органы. Мы тесно сотрудничаем с кризисными центрами, куда ежегодно обращаются до 20 тысяч женщин, и им оказывается практическая поддержка.
Отмечу, что с принятием Закона “О профилактике бытового насилия” полиции стало сложнее закрывать глаза на обращения женщин. Сейчас каждый участковый инспектор полиции ставит на учет такие семьи, и в случае факта насилия на дебошира налагается штраф. Но, как показывает практика, от этой системы нужно отказаться, так как нередко сами несчастные женщины бегают платить штрафы, вырывая средства из семейного бюджета. Поэтому мы сейчас готовим изменения и дополнения в закон, чтобы меры наказания касались непосредственно самих кухонных дебоширов, а не отражались на их семьях.
Вопрос редакции газеты “Время”
Светит ли Казахстану беби-бум?
- Вполне. Во-первых, в стране благоприятная социально-экономическая ситуация, плюс уже не так остро, как в ХХ веке, на уровень рождаемости влияет эхо войны. В 40-е, военные, годы рождаемость была низкой, в результате чего каждые 20 лет, по мере достижения новым поколением репродуктивного возраста, идет снижение рождаемости. Пик рождаемости в Казахстане был зафиксирован в 80-е годы прошлого столетия. Беби-бум пришелся на 1987 год, когда в стране родилось 420 тысяч детей. Как раз сегодня это поколение находится в репродуктивном возрасте, поэтому мы последние несколько лет наблюдаем рост рождаемости. Например, в прошлом году в Казахстане родилось 372,5 тысячи детей. И пока налицо тенденция роста этого показателя. Благоприятно на демографических показателях отражается снижение младенческой смертности. Если в 2008 году коэффициент младенческой смертности составлял в среднем 20,7 ребенка на тысячу родившихся, то в прошлом году составил уже 14,8. В 2,6 раза за последние пять лет снизилась материнская смертность. Благоприятный фактор роста рождаемости нужно всегда использовать для улучшения демографической ситуации.
Борник, вопрос прислан по электронной почте:
Будет ли дальнейшая дотация и стимуляция по рождению и воспитанию детей в семьях, имеющих от трех детей и больше, если супруга не работает и не получает пособия на них?
- Перепись населения показывает, что средний размер семьи в Казахстане составляет, простите за статистическую формулировку, 3,5 человека, то есть примерно по двое детей в семье. Для улучшения демографической картины и естественного прироста населения нужно стимулировать рождение третьего и четвертого ребенка. Поэтому государство принимает меры по материальной поддержке семей.
Во-первых, это единовременное пособие по рождению ребенка. При рождении первых трех детей из госбюджета семья получает 48 540 тенге, а если рождается четвертый ребенок, выплата составляет 80 900 тенге.
Во-вторых, каждая семья до достижения ребенком возраста одного года вправе получать пособие по уходу за малышом. Неработающие женщины получают его из средств республиканского бюджета, а работавшие - через Фонд социального страхования. В обоих случаях оформление происходит в государственных центрах по выплате пенсий и пособий по месту жительства, но для ускорения процесса в последнее время - на портале электронного правительства.
В-третьих, малоимущие семьи, доход которых ниже стоимости продуктовой корзины, могут рассчитывать на госпособие до достижения ребенком 18-летнего возраста.
В-четвертых, пожизненное пособие в размере 9888 тенге получают многодетные матери, которые награждены подвесками “Күмic алќа” и “Алтын алқа”, и родившие шесть и семь детей соответственно, а многодетные матери, имеющие четверых детей и более, получают 6428 тенге.
Наряду со всеми вышеперечисленными выплатами в отдельных регионах, где отмечена низкая рождаемость, материальная помощь оказывается на местном уровне. Особенно когда речь идет о рождении четвертого ребенка и более. Мы изучали положительный опыт Северо-Казахстанской области, где реализуется региональная программа “Фонд поколений”, и семьям, в которых родилось четверо детей и более, выплачивается социальная помощь в размере 258 880 тенге на каждого несовершеннолетнего ребенка. Достигнуты хорошие результаты. За три года реализации программы количество многодетных семей увеличилось на 34,5 процента.
Абзал БАЙБЕКОВ, Астана:
Насколько реалистичны прогнозы экспертов в области демографии, что к 2020 году казахстанцев станет уже около 20 миллионов? С учетом эмиграции населения из страны и роста травматизма, на мой взгляд, цифры фантастичны. Вы так не считаете?
- На самом деле к 2020 году прогнозируется увеличение населения Казахстана на 10 процентов, и оно составит 18 млн. человек. И эти прогнозы вполне реалистичны. В целом за последние 10 лет рождаемость в стране увеличилась в 1,6 раза, ожидаемая продолжительность жизни также выросла на 3 года, а разрыв продолжительности жизни мужчин и женщин, напротив, сократился на 1,3 года. На эти показатели влияют многие факторы, в том числе те государственные программы по улучшению качества жизни, которые приняты и успешно реализуются. Даже Фонд ООН в области народонаселения проводил в Казахстане собственные расчеты по этому поводу и пришел к такому же выводу - к 2020 году нас будет уже 18 млн. человек.
Одна из главных проблем - высокий уровень смертности среди мужчин, который приводит к дисбалансу численности мужчин и женщин. В Казахстане изначально мальчиков рождается больше, чем девочек, но к 30 годам численный перевес уже на стороне слабого пола. А сегодня мы наблюдаем омоложение возраста гендерного дисбаланса. Это связано и с опасными условиями жизни, работы, и со склонностью к рискам, неустойчивостью к стрессам. Да и нездоровый образ жизни отражается на ранней смертности мужчин. В отличие от роста летальности при сердечно-сосудистых заболеваниях производственный и бытовой травматизм меньше влияет на общую демографическую картину.
Проблемой остается снижение рождаемости и отрицательное сальдо миграции населения в четырех регионах Казахстана - в Акмолинской области (снижение численности населения на 1884 человека за 2011 год), в Северо-Казахстанской (5710 человек), в Костанайской области убыло 2026 человек, и в Восточно-Казахстанской области население уменьшилось на 3024 человека. В остальных областях идет хороший прирост населения. Самый высокий - в Астане, городе молодых. Далеко за примерами ходить не буду: в некоторых столичных школах сформировано до десяти (!) первых классов.
Вопрос редакции газеты “Время”:
Есть ли в нашей стране свой “Иваново - город невест”? А “город женихов”?
- Если вспомнить историю, то город невест Иваново образовался благодаря текстильной промышленности, в которой в основном были заняты женщины. В Казахстане такого города нет. Зато есть сельские населенные пункты, где мужского населения в возрасте 20-50 лет проживает больше. Я нахожу этому простое объяснение: девушки более мобильны, легче меняют место жительства в связи с учебой или работой. В ближайшее время мы намерены детально исследовать этот вопрос.
Федор СТАРЦЕВ, пенсионер, Алматы:
Европейское население давно признано стареющим. Что можно сказать о Казахстане?
- Мы были участниками Мадридской конференции по проблемам пожилых людей в 2002 году. И уже тогда вопрос старения казахстанского населения стоял, что называется, ребром. По международным стандартам, если численность граждан в возрасте 65 лет и выше превышает 7 процентов от общего числа, страна считается стареющей. В Казахстане этот показатель составляет 6,6 процента. Поэтому мы сейчас намерены не только решать проблемы по стимулированию рождаемости, но также разрабатывать комплекс мер по вовлечению потенциала старшего поколения в экономику страны и продлению их активного образа жизни. Ведь не секрет, что в Казахстане достаточно много людей преклонного возраста продолжают трудиться, причем делают это по своему желанию.
Мирас, Астана:
На политическом олимпе страны остается все меньше женщин-министров. Как вы считаете, с чем это может быть связано?
- В конце октября был опубликован рейтинг стран мира по уровню равноправия полов, определенный аналитической группой Всемирного экономического форума. Из 135 стран, которые подверглись мониторингу, всего за один год Казахстан поднялся на 18 позиций и занял 31-ю строчку.
В прошлом году на съезде женщин Казахстана глава государства отметил, что “…слабо выдвигаются женщины на руководящие должности и в центральных органах, и на местах”, и поручил разработать конкретный план действий до 2016 года по продвижению женщин на уровень принятия решений.
Последние выборы в парламент и кадровые перестановки показали: число женщин на политических должностях растет. Женщин в мажилисе стало больше в 1,4 раза, и их количество достигло 24 процента от всего состава палаты. В госорганах женщин тоже достаточно: советник президента, два министра, пять вице-министров, пять ответственных секретарей, два заместителя руководителя канцелярии премьер-министра, два заместителя руководителя аппарата мажилиса, пять заместителей акимов областей. На мой взгляд, это очень хороший показатель. Поэтому мы и заняли неплохую позицию в мировом рейтинге.
Александра АЛЁХОВА, фото из личного архива Гульшары АБДЫКАЛИКОВОЙ, Алматы