Копия - верна
Одна писательница проблему кризиса среднего возраста формализовала короткой фразой: “30 - это как проигрыш любимой команды со счетом 3:0”. С подобной точки зрения 50-летие больше всего похоже на матч Аргентина - Ямайка (или Бразилия - Казахстан). Но каждый играет с жизнью по собственным правилам - художник Зангар БЕЙСЕМБИНОВ, например, считает, что после “полтинника” все только начинается. А чтобы не быть голословным, Зангар открыл первую в своей жизни персональную выставку аккурат к собственному пятидесятилетию.
В Бейсембинове парадоксально сочетаются очертания материалиста с нутром романтика-утописта. В 90-х он открыл живописную “Белую галерею” в фойе консерватории, чтобы расширить спектр восприятия искусства: посетители прекрасное не только слышали, но и видели (много позже алматинские поэты развили тему, выдав на-гора съедобные, в виде выпечки, стихотворения - попробуй теперь скажи, что ты не перевариваешь, скажем, МАЯКОВСКОГО). Стереоэффект, однако, не протянул долго - директору консерватории кто-то предложил арендную плату больше в 10 раз, директор обреченно сказал: “Эх, искусство требует жертв!” - и галерею сменил ночной клуб.
Позже, когда ночных клубов стало больше, чем дневного света, Зангар собрал вещи и поехал искать лучшей жизни в Канаде. Там достаточно быстро выяснилось, что заграничная жизнь, может быть, и лучше, но есть один нюанс - это чужая жизнь. Помыкавшись в инокультурной среде, художник решил вернуться. Благо было куда - у его матери оказался большой участок недалеко от Каскелена. Аграрий и живописец - сочетание не такое уж противоречивое, как может показаться на первый взгляд. Даже если отбросить умывание росой, пробежки босиком по сырому чернозему и разговоры с березами, остается немало плюсов. Во-первых, у художника есть перманентный пленэр. Во-вторых, он становится ближе к земле (в хорошем смысле слова). Ну а в-третьих, Зангар решил построить на своем наделе полноценную художественную галерею, дабы поднять сельский уровень осмысления искусства. Сказано - сделано.
Всем было понятно, что никто не будет ездить в арт-салон, расположенный в глуши, вдали от нормальных дорог. Понятно было это и Зангару - но он не здание строил, а материализовывал мечту. Материализовывал-материализовывал, да и выматериализовал! Правда, после первой презентационной выставки галерея перешла в режим консервации. И свою первую “персоналку” художник сделал в Almaty Art Galery.
- Я и сейчас не считаю, что моя сельская галерея - это чистая утопия, - говорит живописец. - Просто я поторопился и построил галерею раньше, чем надо было. Лет на 20. Но уверен, что рано или поздно люди потянутся к искусству даже там, на отшибе. Так что пусть стоит галерея, ее время еще придет. Сейчас просто людям далеко не до картин. Не дорос еще Каскелен... Да и Алматы тоже меняется. Люди с деньгами и более-менее соображающие ездят по Европам. А в город переселяются люди из южных регионов. Многим из них искусство совершенно не нужно.
Показательно, что на новой выставке “Истоки” Бейсембинов представил монотипную серию, практически полностью написанную в этом году. А экспозиция-то отчетная за весь период деятельности художника! Но нет в просторном помещении “Седла”, которое Зангар писал четыре года кряду, причем каждый день, дорисовывая по утрам кренделечки тонкой, почти маникюрной кисточкой (автор уверяет, что чистая себестоимость картины уже переваливает за $25 000). И женщин, написанных сзади, с крутыми, почти стеллажными попами, рисованием которых художник так увлекся однажды, что начинало казаться, что у нас все позади, тоже нет.
- А зачем? Это, можно сказать, были ученические годы, - комментирует Зангар. - Только сейчас я пришел к собственной технике, научился писать так, что можно сказать - да, это я.
- И вас не смущает, что собственная техника направлена на копирование чужих образов? Ведь вся выставка - это репродукции великих картин, от Египта до европейского Возрождения и дальше.
- Ну и что? Я долго размышлял над этим. Есть миллион способов изображения рисовательных образов, но их самих - считаное количество. И я решил не изобретать велосипед, а скопировать то, что сделали другие, лучше остальных. В конце концов, любого писателя тоже можно обвинить в том, что он пишет свои романы заимствованными буквами. А не плагиат ли это? Так что моя выставка - это мой личный взгляд на искусство и моя личная техника.
По словам Зангара, организация выставки прошла без коммерческого прицела. То есть художник, разумеется, будет рад, если картины радостно приобретут, но изначально он не ставил себе цели заработать на них.
Зарабатывает Зангар грубым трудом - недавно, к примеру, поменял автомобиль на сельскохозяйственный трактор.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА