Нас снимают по одёжке
Валерий ЗАДАРНОВСКИЙ (на снимке) свой первый клип снял в 16 лет за гонорар в 100 долларов. Сейчас он может позволить себе роскошь выбирать материал. И ни за какие деньги не даст согласия на работу, если песня ему не понравилась.
Вообще-то тусовка знает дуэт братьев Задарновских: Валерий - режиссер и солист группы “Метисы”, Максим - оператор. Они выросли в семье киношников-документалистов, так что, похоже, сразу после погремушек взялись за камеру. Для них и всех заинтересованных ребят родители даже создали домашнюю студию “Талисман”, где силами детворы снималась передача “Сафари”. Но если Максим имеет диплом оператора, Валерий “корочкой” похвастаться не может:
- Я поступал на режиссера, но в тот год набирали лишь звукорежиссеров, так что выбора не было. Правда, я толком не учился, прогуливал и ходил туда, где мог попрактиковаться в любимом деле.
- Не слишком жирно сначала слушать песню, а потом соглашаться или нет на работу над ней?
- Я уже вырос из того времени, когда надо что-то ставить на конвейер. Например, недавно Баян ЕСЕНТАЕВА предложила снять клип для группы “Кешyou”. Я сказал, что сначала мне надо послушать, это принципиально. Прошло то время, когда мы работали под кем-то, на нас делали деньги и мы выпускали по нескольку клипов в месяц. Тогда мы снимали любые заказы. Например, приезжает человек из Астаны, бизнесмен с перспективами политика. И чтобы создать себе имидж, воплощает юношескую мечту - поет песни. Можете представить, насколько это захватывающе.
- Еще несколько лет назад за хорошим клипом ездили в Москву, исполнители поскромнее довольствовались Ташкентом, а те, у кого было совсем немного денег, снимали в Алматы на свой страх и риск. Сейчас ситуация изменилась? И каков средний бюджет клипа в Алматы, Москве и Ташкенте?
- Ситуация изменилась в одном - Ташкент и Алматы поменялись местами. Я этому очень рад. Теперь, если нет денег, едут в Ташкент, там можно снять и за 2, и за 3 тысячи долларов. У нас средний бюджет по городу - 7 тысяч. В Москве - 50.
- Как вы относитесь к тому, что сейчас переживают волну популярности клипы, снятые без наворотов, чуть ли не на домашнюю камеру. Например, “Мама Люба”, “Плачь, детка” Артура Пирожкова...
- Я - за. Если у вас нет большого бюджета, но есть идея, это хороший вариант. Мне, кстати, отец всегда говорил: “Без идей не снимай”. Если у тебя есть что сказать - вперед, а формат - не формат, гламурно - не гламурно, это все навязанные категории, это вторично. Но сейчас большая часть клипмейкеров снимает абсолютное “мыло” как раз без единой мысли. У нас очень много режиссеров, которые еще не успели не только что-то закончить, но не имеют обширной практики, богатого опыта. Тем не менее они снимают. Все потому, что цифровая техника стала доступной. Если раньше мы “вытягивали” кадр, прилагали для этого множество усилий, то сейчас достаточно настроить камеру, выставить свет, и техника все сделает за тебя. Останется почистить материал, раскрасить и нарезать.
- Почему круче снять клип в Москве, заплатив тысяч тридцать долларов, чем у нас, потратив 7 тысяч?
- Москва долгое время была нашим старшим братом, и мы до сих пор пребываем в состоянии младшего братишки с комплексами. Причем это относится не только к шоу-бизнесу, а ко многим другим областям. Я, например, не чувствую своей ущербности. Есть ряд объективных обстоятельств - там выбор техники больше и рынок шире. К тому же мы не можем тягаться с налаженной машиной по производству специалистов. Там каждый год выпускается целая армия людей, которая делает свое дело не по наитию. Те же операторы не просто когда-то встали за камеру, они знают принципы монтажа по КУЛЕШОВУ, по ЭЙЗЕНШТЕЙНУ. А у нас зачастую все происходит по принципу: “Я считаю себя режиссером, я так вижу”. Поэтому у нас любят все решать базарным путем - приболтать, пообещать откат за работу, упомянуть, с кем и когда сотрудничал. В Москве люди не трепещут перед потенциальным работодателем, а просто делают качественно свою работу. Если ты хорошо отработал, то следующие заказы тебя сами найдут и не надо будет трудиться языком.
- Есть типичная для Алматы проблема, связанная со съемкой клипов?
- Да. У нас очень убогая архитектура и катастрофически мало мест, интересных для камеры. Мы живем в окружении или совдеповских малоэтажек, или по соседству с жуткими новостройками из стекла и пластика. Соответственно, все интересные городские точки заюзаны коллегами. Трудно найти даже заброшенный район или завод.
- В каком жанре легче работать: этники или крутого видео с томными девицами?
- Сейчас действительно очень многие артисты приходят с народным материалом. Вопрос в том, как его подать, потому что баурсаки и юрты уже завязли в зубах. А вот томных полуобнаженных девушек снимать легче всего. Достаточно правильно выбрать типажи, накрасить, выставить свет, и все. Эротика, как и дорогие причиндалы (машины, интерьеры, одежда), - это то, на что ведутся люди. Отсюда традиция - приходить на встречу в дорогой одежде, надушенным модным одеколоном, выкладывать перед собой на стол все гаджеты.
- Почему народ жалуется, что на наших музканалах, мягко говоря, гоняют фуфло?
- Спорить со зрителем глупо. Да я и сам согласен с этим мнением. А большинство из тех, кто делает клипы, - это просто наемные рабочие: им сказали - они сделали. О чем можно рассуждать? Поэтому мы в основном видим этот малобюджетный шлак. Зачем его смотреть, если подороже и покрасивее можно увидеть на иностранных каналах.
- Для чего вы еще и поете в группе “Метисы”? Хочется выйти из режиссерского подполья?
- Потому что это легкие деньги. Гораздо более легкий труд, чем работа режиссера, клипмейкера. Этот заработок был страховкой, и благодаря ему я мог отказаться от не интересных для меня клипов. Но сейчас я понимаю, что по возрасту и морально вырос из этой музыки, из этой жизни, поэтому прекращаю карьеру. Планирую сделать студию, где буду писать музыку и тексты со смыслом. То, что я всегда делал, это никому не было нужно. Востребованы крутые ребята, красивые девушки, дорогие машины и непринужденный ритмичный текст.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото из личного архива Валерия ЗАДАРНОВСКОГО, Алматы