Потёмкинские колонии
Как наши прокуроры желаемое за действительное выдавали
Эксперт неправительственной организации “Международная тюремная реформа” (PenalReformInternational) в Республике Казахстан Джон ПОДМОР позитивно оценил работу Генеральной прокуратуры по реформированию нашей пенитенциарной системы. Об этом на днях сообщила пресс-служба ведомства. Тем временем в Карагандинской области происходят события, которые как ложка дегтя портят эту сладкую “бочку меда”.
Лучше некуда
Как сообщает Генпрокуратура, эксперт Подмор ознакомился с изменениями, которые способствовали снижению численности “тюремного населения”, улучшению коммунально-бытовых условий содержания и медико-санитарного обеспечения осужденных. А также был проинформирован о результатах сотрудничества с представительством PenalReformInternational и о совместных мероприятиях в области защиты прав человека. В качестве примера прокуроры отметили проведение независимого мониторинга в колониях, организованного членами общественных наблюдательных комиссий. В 2011 году наблюдатели посетили спецучреждения более 550 раз.
Джон Подмор, в свою очередь, одобрил труд прокуроров и выразил признательность за плодотворное сотрудничество. По его мнению, итоги встречи внесут существенный вклад в совершенствование дальнейшей работы организации в Центральной Азии.
Между тем только в колониях Карагандинской области недавно стряслось несколько серьезных ЧП, никак не вписывающихся в столь позитивные рамки.
Встретили пинками
Взять хотя бы историю осужденного Шамиля ЯРОСЛАВЛЕВА. В ноябре прошлого года он попал в колонию 159/7, что в поселке Долинка. И умер в первый же день пребывания в зоне. Первая судебно-медицинская экспертиза назвала причиной его смерти сердечную недостаточность. Однако брат заключенного Руслан ОЗДОЕВ (на левом снимке) около месяца не хоронил родственника и добивался независимого исследования. В итоге оказалось, что у покойного разорваны внутренние органы и сломано более трех десятков костей. Бедолагу попросту забили до смерти. По словам родных, Шамиль считался бунтарем. Поэтому контролеры колонии встретили его пинками в “воспитательных целях”. Как только правда всплыла наружу, против шестерых сотрудников учреждения АК 159/7 возбудили уголовное дело за превышение должностных полномочий, повлекших за собой смерть человека. Сейчас начался судебный процесс, в ходе которого им предстоит ответить за свои действия. Впрочем, родственники Ярославлева не особенно довольны ходом событий. Во-первых, по их мнению, к суду привлекли не всех виновников гибели Шамиля. А во-вторых, им не нравится, что подсудимые не раскаиваются.
- Их адвокаты сейчас пытаются подвести к тому, что мой брат мог в таком виде приехать туда, с нанесенными 31 переломом и множественными травмами внутренних органов, - говорит Руслан Оздоев. - При этом один из контролеров перед приездом моего брата в колонию переоделся в камуфляжную форму, надел берцы, перчатки... То есть приготовился так, чтобы ему было удобно избивать.
Не бездействие, а халатность
В прошлом году также под суд попали сотрудники балхашской колонии 159/21. Начальника учреждения Кайрата КАРАТАЕВА, начальника режимного отдела Ерлана АШИМХАНОВА и начальника оперативного отдела Булата ТОЛЕУБАЕВА обвинили в бездействии по службе, после того как несколько зэков с оружием в руках едва не сбежали (см. “Побег, похожий на… налёт”, “Время” от 12.7.2011 г.). Тогда были ранены шесть сотрудников колонии, один из них чуть позже скончался. А сидельцы совершили самоподрыв. Следствие выяснило, что готовить побег осужденным помогали друзья с воли, которым удалось беспрепятственно переправить бунтовщикам оружие.
В результате Каратаева приговорили к 4 годам 2 месяцам колонии общего режима с конфискацией имущества, а Ашимханова и Толеубаева осудили на 4 года лишения свободы. Однако взаперти бывшие сотрудники колонии просидели недолго. В минувшем сентябре апелляционная коллегия Карагандинского областного суда переквалифицировала действия надзирателей на “Халатность”, и они попали под амнистию (см. “Халатность как избавление”, “Время” от 29.9.2012 г.).
Беспорядки в Карабасе
Ну и напоследок стоит отметить недавний инцидент в учреждении АК 159/18 в поселке Карабас. 19 сентября возле колонии собрались около сотни родственников осужденных. Они утверждали, что администрация зоны объявила карантин и под этим прикрытием надзиратели и спецвойска “убивают” сидельцев. Из громкоговорителей слышалась громкая музыка, а родные на воле твердили, что, даже несмотря на эту “шумовую завесу”, слышат дикие крики из-за забора. Люди несколько дней вели дежурство у КПП и пытались попасть на закрытую территорию - хотели убедиться, что их близкие не пострадали от рук контролеров. Их, естественно, не пустили. Поэтому произошло несколько стычек между сотрудниками колонии и родственниками зэков. Противостояние завершилось тем, что два десятка наиболее активных граждан увезли в Абайский районный суд и привлекли к административной ответственности за нарушение общественного порядка и хулиганство.
По официальной же версии, в колонии проводилась плановая проверка. Как сообщил начальник учреждения АК 159/18 Толеген МУХТАРОВ, подобные мероприятия всегда вызывают недовольство со стороны осужденных. Он не стал отрицать, что 32 особо ретивых заключенных били резиновыми дубинками. Но спецпрокуратура признала применение этих орудий законным. К слову, во время обыска у осужденных изъяли 53 мобильных телефона и 44 sim-карты. А также обнаружили 25 колюще-режущих предметов и религиозные книги. В общем, отбывающие наказание персонажи там явно не скучали.
Светлана ДОРОХИНА, фото автора, Караганда
ОТ РЕДАКЦИИ Интересно, ставили ли в известность об этих фактах иностранного эксперта Джона Подмора представители нашей Генпрокуратуры? Или в остальных наших исправительных учреждениях все настолько замечательно, что скандальные истории в колониях Карагандинской области не могут затмить общей радужной картины?

