14991

Смертельный залог

Днем в минувший вторник, 24 мая, старший из восьми детей семьи НУРКЕНОВЫХ - Марат - бросился с крыши десятиэтажного дома (см. “Жесть отчаяния”, “Время” от 25.5.2011 г.). Эта трагедия всколыхнула город. Напомним, семья Марата задержала компании “БТА Ипотека” выплаты по кредиту на 9 месяцев. Он покончил с собой в тот момент, когда судисполнители стали выносить на улицу вещи его семьи.

...А на прошлой неделе активис­ты общественного объединения “Оставим народу жилье” рассказали о подробностях выселения из квартир семей КАЗАКОВЫХ и Нуркеновых.
- Семья Нуркеновых из 15 человек, в которой семь несовершеннолетних детей, брала квартиру в ипотеку. До того как жилье было выставлено на торги, они задержали оплату только 600 тысяч тенге, - поведала руководитель “ОНЖ” Елена СЕМЕНОВА во время схода, устроенного общественниками у стен областного акимата. - Потом бизнес снова пошел в гору, мы просили банк раскидать эти деньги на оставшийся срок и поставить Нуркеновых в график погашения. Вместо этого их четырехкомнатную квартиру продали за 3, 6 млн. тенге, тогда как на рынке она стоит минимум 9 млн.
Не менее шокирующей, по словам Семеновой, выглядела и история Ирины КАЗАКОВОЙ, которая в день трагической гибели Марата Нуркенова в отчаянии облила себя бензином, повредив слизистую оболочку глаз.
- У Ирины обнаружили онкологическое заболевание, - говорит Семенова. - Пока она лечилась, естественно, не могла работать, и значит, оплачивать кредит, и ее жилье выставили на торги. В результате однокомнатная улучшенная квартира ушла за $9 тыс., и заемщица еще осталась должна банку $7 тыс.

Общественники требовали, чтобы обеим семьям вернули назад уже проданные квартиры. 25 мая накал страстей достиг апогея: активисты “ОНЖ” ходили с канистрами возле домов выселенцев, обливались бензином, грозя сжечь себя возле домов.
Между тем на плановой пресс-конференции в минувшую среду - сразу после самоубийства Марата - начальник управления Павлодарской областной прокуратуры Жантемир ШАКИЕВ сообщил: ипотечный кредит Нуркеновы брали по просьбе родственника, а квартиру, поставленную в залог, получили еще в советские времена. В “ОНЖ”, как выяснилось, это тоже знали.
- В день выселения мы сидели у дома Нуркеновых, и Жоламан (мать погибшего Марата. - О. В.) жаловалась мне на подлость своего свата, попросившего в 2008 году взять для него кредит под залог их квартиры, - рассказывает Ирина Казакова. - Она говорила, что родственник написал им расписку и заверил: банковский долг погасит без задержек - а сам исчез через три месяца. Нуркеновы платить были не в состоянии: в семье работал один сын (тот самый Марат. - О.В.).
О себе Ирина рассказала: 16 тысяч долларов в 2008 году брала в кредит на развитие бизнеса (она занималась продажей детского питания). Вернула банку $5 тысяч. Потом у нее начались семейные проблемы, пошатнулось здоровье. И в конце концов ее бизнес рухнул.

- Почему же еще до того, как банк выставил квартиру на торги, вы не сделали попытку продать ее самостоятельно - подороже, чем сделали это банкиры? - интересуюсь я.
Ирина растерянно развела руками.
- 2008-й оказался “непродажным”. А в следующем году, когда мою квартиру реализовали на торгах с понижением цены, вообще в этом плане был провальным, - объясняет она. - Тогда квартиры никто не брал, поэтому мое жилье ушло за такие смешные деньги.

- Какие же тогда у вас претензии к “БТА Ипотеке”?
- Елена Семенова мне рассказала, что покупатель - подставное лицо. По ее словам, он за два месяца до нее обращался в “ОНЖ” с жалобой на то, что его пытаются выселить из дома в пригородном поселке Житекши за долги перед банком. Плакал, говорил: жена из дома гонит. Откуда же тогда у него взялись $10 тысяч?

Ирине не позавидуешь. Ночует она на работе, в торговом ларьке - каморке в полтора на два метра. Вещи держит у знакомых. 26-летняя дочь вместе с пятью подругами снимает комнату. Женщина вынуждена скрываться - она боится, что банк, которому она осталась должна 7 тысяч долларов, узнает о ее заработке (800 тенге в день) и попытается его отобрать…
- Если бы вместо того, чтобы устраивать митинги и голодовки, уверять заемщиков, что их не имеют права выселять, люди из “ОНЖ” вовремя оказали им грамотную юридическую помощь, они бы не оказались сейчас в таком тяжелом положении, - уверен кандидат юридических наук, депутат гормаслихата Аскар БАХРАЛИНОВ. - Будем называть вещи своими именами: среди заемщиков банков есть такие, кто хватал деньги по-глупому - не думая, есть ли в них крайняя необходимость и как их потом отдавать. Давайте представим, что будет, если сейчас квартиры вернут заемщикам, а вырученные за них деньги - покупателям? Придется создавать общественное объединение “Вернем народу депозиты!” Ведь кредитную массу банки формируют именно за счет депозитных счетов населения. А деньги на депозитах держат отнюдь не миллионеры...

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар

Поделиться
Класснуть