12581

Пограничное состояние

“Трагедия на “Аркан-Кергене” превращается в очередную разделительную линию между обществом и властью”

Трагедия на пограничном посту “Аркан-Керген”, без всякого сомнения, всколыхнула все общество. Сегодня о ней говорят везде, обсуждают и спорят. Хотя нам еще предстоит разобраться в причинах трагедии на пограничном посту “Аркан-Керген”, сделать выводы о состоянии охраны государственных границ, дисциплины в Вооруженных силах и в целом об эффективности самой системы национальной безопасности, но уже сейчас можно сказать о нескольких очевидных моментах в связи с этим трагическим инцидентом.

В очередной раз силовики показали неспособность организовать эффективную информационную работу в условиях ЧП. Явные пробелы в информационной работе стали очевидны еще в прошлом году, когда мы впервые столкнулись с угрозами террористических актов в Атырау, Актобе и т.д. В те дни запаздывание с официальными комментариями, недостаточное освещение порождали в обществе различные домыслы и спекуляции. И дело доходило до того, что силовикам порой приходилось действовать не против возможных экстремистов, а большей частью бороться с волнообразным распространением слухов и пытаться остановить панику среди населения.
После этих событий казалось, что соответствующие структуры извлекли уроки, сделали нужные выводы и выработали примерный алгоритм действий в подобных случаях, однако ситуация с ЧП на “Аркан-Кергене” показала, что силовикам да и в целом всем госорганам есть еще над чем работать.
Неразбериха и несогласованность действий проявились с самых первых дней. Сначала информация поступала от Пограничной службы, затем в последующие дни комментарии вперемежку следовали от МВД, Генпрокуратуры, Центра судебной экспертизы и т.д. Другими словами, с самого начала не было единого информационного центра, вследствие чего появилось большое количество различных версий. И эти версии множились из-за противоречий в самих официальных комментариях - в одной информации говорилось, что якобы в крови погибших пограничников обнаружен алкоголь, затем следовал комментарий, что не обнаружен, разнилось даже количество военнослужащих, погибших на посту, и т.д. Такие противоречия в деталях и породили ощущение у многих, что якобы кто-то пытается скрыть истину, утаить всю информацию.

Комментированием ситуации тоже занимались кто угодно и как угодно. Что уж тут говорить, если такая вроде бы серьезная структура, как Казахский институт стратегических исследований (КИСИ), то есть главный аналитический институт при президенте, запускает в публичное пространство новую версию произошедшей трагедии, с одной стороны, подозревая Саудовскую Аравию, а с другой - говоря о неких межведомственных разборках. Конечно, все эти рассуждения не могли не запутать общественное мнение. Не случайно в ходе опроса, проведенного Институтом парламентаризма, на вопрос, к какой версии произошедшего события вы сами склоняетесь, большинство респондентов (около 40 процентов) не назвали ни одной версии, сказав, что “все и так очень запутано”.

Трагедия на пограничном посту “Аркан-Керген” в очередной раз обозначила проблему сохраняющегося недоверия граждан к официальным источникам информации. И хотя, согласно данным социологического опроса, проведенного Институтом парламентаризма, сравнительное большинство рес­пондентов доверяет информации официальных правоохранительных органов (29,5 процента), но если суммировать мнения тех, кто не доверяет официальной информации (25 процентов), и тех, кто затруднился ответить (11,6 процента), то соответствующим структурам стоит серьезно задуматься о проблеме общественного доверия. При этом, что важно, каждый второй опрошенный отметил неудовлетворенность степенью освещенности хода расследования. Не говоря о том, что вне зависимости от того, что в реальности произошло на посту “Аркан-Керген”, официальная версия произошедшего априори считается ложной - ведь граждане давно уже убеждены, что государство якобы постоянно от них что-то утаивает, скрывает. Хотя в реальности официальная версия о внутренних конфликтах, приведших к трагической развязке на пограничном посту, как бы тоже имеет право существовать наравне с другими.

Ерлан КАРИН, политолог, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть

Свежее