8102

Чтобы денежки не плакали

Пора отпусков в самом разгаре. Многие если не физически, то мысленно уже нежатся на Анатолийском побережье, изучают руины Крита или потягивают коктейль на вечеринке в Дубровнике. Но, к сожалению, отдых может испортить задержка рейса или потеря чемодана. Специально для наших читателей мы выяснили, кто и в каком размере обязан возместить нам путевые потери.

Решили путешествовать самостоятельно - замечательно! Главное - нужно знать о своих правах пассажира. Казахстанский закон о деятельности авиации четко регламентирует, что положено пассажиру регулярного рейса в случае задержки.
Во-первых, пассажиру с чадом до семи лет авиакомпания должна предоставить комнату матери и ребенка.
Во-вторых, при задержке более 2 часов пассажиру должны предоставить 2 телефонных звонка, в том числе международных, продолжительностью не более 5 минут. Альтернатива - пассажиру должны предоставить возможность бесплатно отправить два электронных письма.
В-третьих, если рейс задерживается на 2 часа, каждого пассажира должны обеспечить прохладительными напитками.
В-четвертых, при ожидании рейса более 4 часов пассажиров должны накормить горячим питанием. И затем, если простой продолжается, должны повторно кормить каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов - в ночное.
В-пятых, авиакомпания обязана бесплатно разместить пассажиров в гостинице, если ждать вылета приходится больше 8 часов днем и больше 6 часов ночью. Проезд до гостиницы тоже за счет перевозчика.
В-шестых, при отмене или задерж­ке рейса больше чем на 10 часов пассажир имеет право требовать перевезти его другим ближайшим рейсом или вернуть полную стоимость билета.

Кстати, согласно приказу председателя Комитета гражданской авиации в случае задержки более 3 часов авиакомпании должны выплачивать пассажирам компенсацию в размере 3 процентов стоимости билета за каждый час простоя. Алматинка Ольга ЖАРКОВА воспользовалась этим правом.
- В минувшем марте мы вылетали “Эйр Астаной” из Алматы в Бангкок, - рассказывает путешественница. - Сели в самолет по расписанию, но нам сказали, что лайнер ждет очереди на обработку антиобледенительной жидкостью. В итоге рейс вылетел на 7 часов (!) позже. По приезде я написала претензию авиакомпании по электронной поч­те. Через полтора месяца мне пришло письмо, в котором сообщили: я могу забрать компенсацию в офисе авиа­компании. За три билета я получила около 35 тысяч тенге. Деньги не такие уж большие, и, думаю, не все пассажиры хотят заниматься получением компенсации. Хотя, если бы все пошли на такое, возможно, это бы стимулировало перевозчика.
Правда, все вышеперечисленные компенсации пассажир может получить только в том случае, если рейс был задержан по вине перевозчика. Если своевременному вылету помешали форс-мажорные обстоятельства (например, туман), тут с авиакомпании взятки гладки.

Кстати, наша героиня Ольга Жаркова, прилетев с опозданием в Бангкок, не успела на стыковочный рейс, и билеты на него пропали. “Эйр Астана” отказалась возмещать ей покупку новых билетов. И согласно международным правилам была права. А все потому, что билеты на два рейса были куплены в разных местах. Чтобы этого избежать, лучше приобретать билеты на стыковочные рейсы в одном месте и обязательно на одном бланке, тогда в системе бронирования весь путь вашего следования отражается как единый маршрут. В таком случае, если опоздаете на второй рейс, авиакомпания все равно обязана будет доставить пассажира до места назначения за свой счет, даже если второй рейс выполняет другой перевозчик.
От задержек вылета не застрахованы и путешественники, отдыхающие по турпутевкам. Чего только стоит история, случившаяся в январе 2011 года, когда с китайского острова Хайнань в Алматы больше недели (!) не могли уехать 33 казахстанских туриста - за ними просто не прилетел чартерный самолет. Тогда гражданам из своего кармана пришлось оплачивать дополнительное проживание в гостинице. А многие вылетели с острова на регулярных рейсах за свой счет.
Или вот совсем свежая, “летняя” история: 29 мая туристы, собравшиеся отдыхать в Греции, вылетели на чартерном рейсе из Алматы на 17 часов позже запланированного времени! Для отдыхающих, которые взяли путевки на 7 дней, такая задержка просто катастрофична. И виной простоя были далеко не погодные условия. В подобных случаях организаторы поездки просто обязаны выплатить путешественникам компенсацию.

Директор туристской компании “Жетiсу” Елена БЕКБОЕВА рассказывает: и ее компания, и все другие обязаны заключать с клиентом договор на основе типового договора, который разработан комитетом индустрии туризма Министерства индустрии и новых технологий. Однако этот документ не оговаривает точных размеров компенсаций за определенное время задержки. В договоре указывается лишь “значительное изменение сроков путешествия”.
- На практике это 12 часов задержки и более, - говорит Елена Бекбоева. - Если туристы вылетели именно с таким опозданием, им выплачивают 50 процентов от стоимости одних суток проживания в отеле. При задержке 16 часов - 80 процентов и т.д. Эти деньги путешественники получают не напрямую у авиаперевозчика, а в турфирме, поскольку именно с ней они заключают договор. Авиакомпания же за задержку платит деньги турфирме. По своему опыту могу сказать: если, например, задержался вылет рейса авиакомпании “Скат”, уже по возвращении домой туристы получают свою компенсацию.
Такое, конечно, бывает не всегда и не со всеми авиаперевозчиками. Поэтому, если турагент добровольно не соизволил выплатить компенсацию, путешественнику стоит обратиться в эту компанию с письменной претензией.

[quote]В месте с Еленой Бекбоевой мы составили список случаев, когда отдыхающие имеют право требовать компенсацию.
Во-первых, если туристам по вине организаторов отдыха приходится задерживаться на курорте дольше запланированного времени и нести дополнительные траты на проживание в гостинице, питание и прочие расходы. Если турфирма сразу на месте не компенсировала эти издержки и туристу пришлось оплачивать их из собственного кармана, нужно обязательно сохранять все чеки, а по возвращении домой предъявить их турфирме и потребовать возмещения убытков.
Во-вторых, часто бывает, что пассажиры летят на отдых двумя и более рейсами. Например, если чартер вылетает из Дубая в Алматы, а отдыхающий живет в Усть-Каменогорске, ему домой из южной столицы придется добираться на регулярном рейсе. В случае если чартер задержался и путешественник не успел на свой рейс, турфирма обязана оплатить ему стоимость нового билета, а также компенсировать вынужденное проживание в Алматы.
В-третьих, многие путешественники из-за задержек не успевают своевременно выйти на работу. В таких случаях в бухгалтерии работодателя стоит взять справку о своей зарплате из расчета на каждый рабочий день. И с этим идти в турфирму, чтобы компенсировали недополученную зарплату.
Если компания отказывается возмещать понесенные потери, любой гражданин Казахстана всегда вправе обратиться в суд.[/quote]

И напоследок - про багаж. За просрочку в его доставке авиакомпания должна выплатить штраф в размере 10 процентов от стоимости авиабилета за каждые сутки просрочки (но не более 50 процентов от стоимости билета). Если авиакомпания потеряет багаж, то согласно международным нормам заплатит пассажиру не более 20 долларов США за каждый килограмм. Потому, если везете ценные вещи, лучше взять их с собой в салон. В тех случаях, когда это невозможно, авиакомпанию стоит уведомить о стоимости багажа. Правда, за это придется дополнительно заплатить.

Виктор БУРДИН, Алматы, Тел.: 259-71-96, e-mail: burdin@time.kz

Поделиться
Класснуть

Свежее