Отработанный материал
Уголовный процесс над бывшими судьями Верховного суда республики Сайляубеком ДЖАКИШЕВЫМ и Алмаз ТАШЕНОВОЙ, осужденными 1 июня этого года соответственно на 12 и 10 лет лишения свободы, родился из материалов прослушки, установленной финполовцами по делу бывшего работника Верховного суда Нурлыбека САРСЕНОВА (см. “Уголовно повышен”, “Сесть - суд прошел!”, “Время” от 14.9.2011 г. и 26.5.2012 г.). Вместе с Сарсеновым, получившим в прошлом году 6 лет лишения свободы, к двум годам ограничения свободы была приговорена и жительница Кокшетау Галина СКРЫПИНА (на снимке). Но на фоне скандала с такими фигурами злоключения рядового юриста мало кто заметил. Между тем ее история наглядно показала, что в охоте на судей финполовцы, похоже, действовали по принципу “Лес рубят - щепки летят”, и в роли такой щепки оказалась полетевшая под откос судьба юриста Скрыпиной.
Взяла как-то директор ТОО “Газ Синегорья” Марал КАРКЕНОВА в АО “АТФ Банк” кредит - три миллиона долларов, рассчитаться не смогла, и банк забрал заложенное ею имущество. Для представления своих интересов Каркенова заключила устный договор с юристом Галиной Скрыпиной и начала судебную тяжбу, в ходе которой было установлено, что стоимость залога намного превышала сумму долга. Осенью 2009 года директор обратилась в экономический суд Акмолинской области за взысканием с банка этой разницы, и суровая проза жизни в ее истории тут же сменилась высокой поэзией закулисья местной Фемиды.
Тяжбу с банком за 75 миллионов тенге в первых двух судебных инстанциях директор ТОО выиграла, однако в мае 2010 года кассационная коллегия Акмолинского облсуда все прежние решения отменила.
- Каркенова в ту пору задолжала мне уже 3 тысячи долларов за работу, но обещала рассчитаться и просила помогать ей дальше, - рассказала газете “Время” Галина Скрыпина. - Для представительства в Верховном суде я предложила принять участие в этой работе еще и бывшей судье из Астаны Замилле ФАТТАХОВОЙ, а Каркенова попросила ее найти контакты для решения вопроса любыми способами.
В ту пору газовая директриса обратилась с заявлением в Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) и все дальнейшие разговоры фиксировала на выданную ей аудио-, видеозаписывающую аппаратуру. Помимо планов вручения взяток аппаратура зафиксировала и много интереснейшей информации о служителях Фемиды. При встрече 30 августа 2010 года, например, директор ТОО раскрыла взявшейся ей помогать бывшей судье тайну своих побед и проигрышей в Акмолинском областном суде. Из ее слов выходило, что в первых двух инстанциях она выплатила 35 тысяч долларов взяток, а на последнем этапе ее игра была перебита кушем в 50 тысяч баксов.
[quote]Из материалов дела:
Каркенова: Зоя Михайловна, нас же кинули, ну вы в курсе, да? Первая инстанция - 15 тысяч (взятка в долларах. - В.М.).
Фаттахова: Кошмар!
Каркенова: Вторая инстанция - 20 тысяч, а еще госпошлина 2,5 миллиона! Чтобы вот так не получилось…[/quote]
Марал Каркенова винила во всем некоего КОЖАБАЕВА и ставила условие, чтобы он ни в коем случае ничего об их планах не узнал.
[quote]Из материалов дела:
Каркенова: Там сидит Кожабаев, который лоббирует интересы АТФ Банка. Он придет и скажет, что, извини, опять пойдет торг, как у нас в областном суде произошло, понимаете?
Фаттахова: Угу… ну тогда я предупрежу их, скажу - вот так, чтобы Кожабаев ни в коем…
Каркенова: Кожабаев сам себя трахнет за рубль - лишь бы заработать! Из-за меня его племянника поставили директором кокшетауского филиала! Он говорит: поставьте его директором, а я вам помогу Каркенову раскатать. И все решения, вот уже четыре решения вне закона, как будто Назарбаев эти законы не подписывал - их подписывал Кожабаев…[/quote]
Вскоре Замилля Фаттахова нашла контакт для решения вопросов любым способом и свела Марал Каркенову с юристом из Астаны Гульнарой АБИЛЬДИНОВОЙ, знакомой заместителя заведующего секретариатом одного из департаментов Верховного суда Нурлыбека Сарсенова. Между Каркеновой и посредницей Абильдиновой шел отчаянный торг, ставки возросли до 150 тысяч американских денег, причем 50 тысяч из них, как выяснилось впоследствии, посредница накинула сама. Такой суммы у Каркеновой не нашлось, и процесс встал. В ноябре 2010 года Верховный суд вынес постановление о направлении этого гражданского дела на новое рассмотрение, и Абильдинова заявила, что за это нужно заплатить 25 тысяч долларов. А за дальнейшее сопровождение дела по судам с получением положительного результата, по ее словам, нужно было добавить еще 80 тысяч. Согласившись, Каркенова 14 декабря 2010 года начала давать Абильдиновой ценные указания: “Нужно, чтобы наш вот этот агент 007 (Сарсенов. - В.М.) только через Ташенову (решал. - В.М.), чтобы не по звонку, чтобы лысая башка, эта дрянь, приехала сюда! Гулечка, ты должна переговорить с агентом, чтобы он с “бриллиантовой” (судья Верховного суда Алмаз Ташенова. - В.М.) связался, чтобы была стопроцентная гарантия!”.
Скрыпина вскоре отказалась работать на Каркенову, требовала вернуть долг, но у той, похоже, были совсем другие планы. Она всеми силами старалась записать с Галиной какой-нибудь разговор о деньгах и привязать ее ко всем участникам этой взяточной истории. 20 января 2011 года Каркенова позвонила Скрыпиной, пообещала рассчитаться и назначила встречу в кафе.
[quote]Каркенова: Я тебе отдаю твои деньги, часть твоих денег, и…
Скрыпина: Какую часть?
Каркенова: Тысячу долларов. Ну, на той неделе еще тысячу. Нет, ну я с тобой в любом случае рассчитаюсь за твою работу, понимаешь? А с этими девушками (Фаттаховой и Абильдиновой. - В.М.) я как бы хочу работать, но мне нужна гарантия…
Скрыпина: Нет, ну то, что вы хотите, выходите на них напрямую, я не собираюсь быть связным, мне это не нужно. Собственно говоря, вопрос оплаты - и любые отношения закрываются.
Каркенова: Мне нужно, чтобы ты вместе со мной протащила это в Верховный…
Скрыпина: Я понимаю, что вам это нужно. А мне это не нужно.
Каркенова: Тебе не нужно это? И как бы вот то, что ты два года трудилась, тебя конечный результат тоже как бы не волнует, да?
Скрыпина: Меня? После того, как вы со мной поступили, не волнует...[/quote]
Взять только тысячу долларов и отдать документы по суду Скрыпина отказалась и ушла. На этом распечатка записи эпизода, представленная в суд, заканчивается, но на самой записи слышно, как Каркенова, подойдя потом к финполовцам, в сердцах заявляет им: “Сука! Вот сука, не взяла!”.
24 января 2011 года она опять позвонила Скрыпиной и долго уговаривала ее приехать на встречу в Астану, обещая отдать весь долг сразу и даже оплатить такси. При этом весь разговор записывала на диктофон. Вечером 25 января они встретились в ресторане, Каркенова для передачи взятки заранее пригласила и Абильдинову. Записывая разговор на диктофон, директор ТОО выложила на стол 25 тысяч долларов для Верховного суда, 6 тысяч долларов - за представительские услуги Фаттаховой и долг Скрыпиной, а также 3 тысячи Абильдиновой за посредничество. Но последняя вдруг деньги не взяла, и тогда Каркенова всучила пачки Скрыпиной, а сама выскочила из зала, куда сразу же вошли финполовцы.
Во время суда выяснилось, что в сделанной экспертами распечатке записи встречи не оказалось следующего разговора Каркеновой с поджидавшим ее на улице оперативником.
[quote]Оперативник финпола: Деньги у кого?!
Каркенова: Гуля не взяла, Галина взяла!
Оперативник: Почему?!
Каркенова: А какая нам, на хрен, разница?[/quote]
Гульнара Абильдинова согласилась сотрудничать со следствием, передала потом эти деньги Сарсенову, финполовцы его задержали, а она вышла сухой из воды. Вместо нее в посредничестве обвинили Галину Скрыпину, и Каркенова в результате сэкономила 3 тысячи долларов, так и не отдав долг своему юристу. Обвиненная в даче взятки Фаттахова пустилась в бега и до сих пор находится в розыске.
- Каркенова, работая на финпол, всеми силами склоняла меня к той встрече, шантажируя отдачей долга. Для подстраховки, чтобы подставить, если вдруг Абильдинова не возьмет деньги в руки, как и получилось в результате, - рассказывает Галина Скрыпина. - Между тем еще 22 декабря 1995 года на пленарном заседании Верховного суда было принято постановление № 9 “О практике применения судами законодательства об ответственности за взяточничество”, в котором говорится: “Посредником является лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, непосредственно передает предмет взятки”. Но таких моих действий в уголовном деле просто нет!
Галина Скрыпина 28 мая обратилась в надзорную коллегию Верховного суда с ходатайством о пересмотре вынесенного ей приговора. И просит ее оправдать.
Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail: mukomol@mail.kz

