Гаишник с громкой фамилией
Без малого десять лет приказу министра внутренних дел РК № 605, утвердившему небезызвестные Правила этики сотрудников дорожной полиции. За этот приличный срок наши дорожные полицейские почти научились держать, как им предписывается, “плечи развернутыми, голову поднятой так, чтобы линия лоб - подбородок была строго вертикальной по отношению к земле” и “кашлять, чихать и сморкаться по возможности бесшумно и незаметно”. В то же время теперь после выяснения отношений на трассе с иными стражами дорог некоторые водители оказываются… сначала на больничной койке, а затем - в каталажке!
26 апреля торговец саженцами Равшан АЛИШЕРОВ, забрав свою шестилетнюю дочурку с занятий, возвращался домой. Он ехал по центральной улице Абая, на перекресток Абая - Толе би заехал на мигающий зеленый сигнал светофора, а выезжал с перекрестка уже на желтый. ПДД на этот счет имеют двоякое толкование: с одной стороны, на желтый, конечно, проезжать уже нельзя, с другой - водитель должен завершить маневр. И эта двоякость постоянно вызывает споры между гаишниками и участниками дорожного движения. Так было и на этот раз. Равшана остановил дежуривший на перекрестке сержант. Так и не дождавшись выхода водителя из машины, инспектор с номером “330” сам подошел к нему. Потребовал документы.
- Я спросил: “На каком основании?”, - рассказывает Равшан. - Дело в том, что у меня в машине стоит видеорегистратор, он мне служит аргументом в возникающих иногда дорожных спорах. К счастью, мне всегда попадались адекватные сотрудники, и мы расходились мирно. Вот и на этот раз я был уверен в своей правоте, и когда “330-й”, облокотясь о мою машину, стал утверждать, будто я нарушил правила, я заявил: ладно, составляйте протокол, в суде разберемся, потому что у меня все записано. Но инспектор повел себя неадекватно: матерясь, неожиданно протянул в окно машины свою руку и сорвал видеорегистратор. Дочка заплакала. Отстегнув ремень безопасности, я направился к инспектору: “По какому праву? Я буду жаловаться в прокуратуру!” - и услышал совершенно дикую фразу: “Маған по х…! Саған, өзбекке, мен көрсетем!” (“Я тебе, узбек, покажу!”). Я, честно говоря, не понял, при чем здесь моя национальность - я вообще-то гражданин Казахстана. В этот самый момент подошел другой инспектор - с жетоном “320”. Выслушал меня, затем молча забрал у напарника видеорегистратор и вернул мне. Я сел в свою машину, и тут опять подскочил “330-й”. “А теперь давай документы!” - “Документы получите в прокуратуре!”. Я уже потянулся заводить машину, как ощутил сильный удар по голове. Выскочил, машинально поднял руку, но, естественно, не ударил: не идиот же я бить полицейского! Снова сел за руль и вдруг услышал громкое: “Нападение на сотрудника!”. При этом “330-й” буквально ввалился ко мне в салон, выключил зажигание, хотел выдернуть ключ, но оторвал только связку ключей от дома. И, видимо, от злости еще раз ударил меня по голове…
Равшан уехал с места происшествия: дочь плакала в истерике от всего происходившего. Дома ему стало плохо, открылась рвота. Жена отправила в больницу, оттуда, видимо, сообщили в полицию, как это заведено: “Со слов больного, был избит”. И когда Равшан вернулся домой, там его уже ждали полицейские. Вместе они поехали на место происшествия. “330-й” и “320-й”, как ни в чем не бывало, несли дежурство на посту. Тут со всех сторон стали подъезжать служебные автомобили, сотрудники подходили к инспекторам, о чем-то с ними переговаривались. Все это Равшан наблюдал из окна машины: не мог стоять на ногах, сильно кружилась голова. В какой-то момент в салон его машины сел человек в штатском и, не представляясь, произнес: “Может, простим братишку? Молодой же еще!”. “Такое нельзя прощать!” - отрезал Равшан. Еще через какое-то время появился его обидчик, но в весьма странном обличии: с болтающимся погоном и в форменной рубашке без пуговиц! В таком виде “330-го” стали фотографировать оперативники, потом для чего-то снимали асфальт… Для чего, Равшан понял спустя несколько часов: когда в ОП-2 УВД, куда он был доставлен, увидел на фотографиях валяющиеся на асфальте “оторванные” пуговицы…
В кабинете следователя ему “объяснили”, что на самом деле не его избил инспектор дорожной полиции, а это он ударил инспектора под номером 330. Кулаком по лицу. Один раз.
Кстати, в тот момент, когда на место происшествия стекались полицейские, там оказались и корреспонденты местной газеты “Новый регион”. Так вот, журналистка Лариса ТАРАНОВА утверждает, что инспектор “330” вместе с “320-м” спокойно несли дежурство. Оба были опрятного вида. При пуговицах и обоих погонах! Что запечатлела и репортерская фотокамера.
- Дознаватель просил не фотографировать: дескать, дайте нам самим разобраться, - рассказывает Лариса, - но мы сказали: нет, у вас своя работа, у нас - своя. Мы хотели побеседовать с инспектором “330-м”, но он заявил, что на вопросы отвечать не будет, потому что не понимает по-русски. На следующий день этот инспектор стоял все на том же посту. Мы сделали еще одну попытку поговорить с ним, специально приехав в дорожную полицию, однако его начальство сообщило, что наш герой - на больничной койке. “Как? Мы же вот только видели его на посту?” - “Ну и что, значит, он работал в состоянии шока!”.
Ну а Равшан в тот момент уже находился… в ИВС. Там 45-летний отец троих детей, никогда не имевший дел с полицией, провел больше двух суток. На третьи задержанного отпустили - прокуратура не поддержала ходатайство следователя Дидара САЛАМАТОВА об аресте.
Но уголовное дело, заведенное на Равшана по части 1 статьи 321 (“Применение насилия в отношении представителя власти”), успешно расследуется! И можно почти не сомневаться, что скоро оно будет направлено в суд. А вот по его заявлению, несмотря на заключение судмедэкспертизы о “повреждении в виде кровоподтека мягких тканей головы, которое могло образоваться от воздействия тупых предметов незадолго до момента освидетельствования и причинило легкий вред здоровью” (неделю Равшан провел на больничной койке с сотрясением мозга), вынесен отказной материал. Читая мотивировку отказа, можно только восхищаться глубиной и изощренностью мышления следователя управления собственной безопасности ДВД области: “В действиях инспекторов ОБДП ДВД отсутствует состав преступления”, потому что… “предъявлено обвинение Алишерову Р. по ст. 321 ч. 1…”. Логика, что называется, железная!
Сидя в камере ИВС, Равшан узнал фамилию “330-го” - Артаев. Все знают олимпийского чемпиона Бахтияра Карипуллаевича АРТАЕВА. Он сделал головокружительную карьеру, в свои молодые годы успел побывать и сельским акимом, и начальником областного управления спорта, а сейчас он замруководителя аппарата акима области!
Но мало кто, кроме родни и сослуживцев, знает инспектора дорожной полиции Наурыза Карипуллаевича АРТАЕВА. Однако, видимо, с “олимпийской” фамилией можно жить без особых забот. Можно даже не знать правил этики сотрудников дорожной полиции - они, как показывает жизнь, вещь пустая.
Галина ВЫБОРНОВА, Тараз, тел. 8-7013757573, e-mail: vibornova@time.kz, фото Ольги ЩУКИНОЙ и Ларисы ТАРАНОВОЙ

