5982

Десятый наш

Темные силы интриговали-интриговали против кинофестиваля “Звезды Шакена”, да не выинтриго-вали - в Алматы прошел юбилейный, десятый смотр достижений молодых кинематографистов.

Напомню, что нить над дамокловым мечом внезапного закрытия, и без того постоянно вибрирующая от напряжения над всеми отечественными кинофорумами, в прошлом году едва не лопнула - на свет по­явился новый молодежный фестиваль “Бас­тау”, вследствие чего “Звезды Шакена” такого же формата внезапно становились избыточным явлением. Замакима Алматы Серик СЕЙДУМАНОВ даже заявил, что отныне и в перспективе “Бастау” станет приоритетным фестивалем в акиматовских планах. Для “Звезд”, финансируемых по большей части из городского бюджета, это было смерти подобно.
Однако все, что не убивает нас, делает нас сильнее. “Звезды Шакена” состоялись и в этом году, а от “Бастау”, который в прошлом году проходил в конце апреля, ни слуху ни духу.
Но мы навсегда сохраним о нем память в наших сердцах.

* * *

Кстати, одной из причин агрессивных нападок на детище Венеры НИГМАТУЛИНОЙ было отсутствие казахстанского содержания на фестивале. Конкурсные программы ломились от турецких, румынских и киргизских заявок, а фильмов местных режиссеров или не было вообще, или все-таки были, но такие, что уж лучше бы не было. Организаторы резонно списывали проблему на то, что фестиваль - всего лишь констатация кинематографической ситуации, и если никто не снимает подходящее кино, то форум не может его выдумать (в общем, современное переложение пословицы про рожу и зеркало).
Возникал, конечно, вопрос, как долго можно констатировать на казахстанские деньги величие киргизского кинематографа, и главное - зачем вообще этим заниматься, но в этом году так удачно сложилось, что в конкурс попали местные картины. Причем гарантированно неплохие (хотя бы в силу уже полученного признания на международных кинофестивалях) вроде “Риелтора” Адильхана ЕРЖАНОВА.
И стало всем хорошо.

* * *

С открытием десятых “Звезд Шакена” народ Казахстана поздравил сам Дэвид ЛИНЧ. Правда, присутствовать на церемонии открытия он лично не смог и респекты раздавал посредством телемоста.
Почему именно Линч и сможет ли он показать нашу республику на карте? Сложно ответить на этот вопрос однозначно. Практика показывает, что “звезд” мировой величины ангажируют на наши фестивали методом научного тыка и случайной рассылки. Кто откликнулся, того и везут. Сообразуясь, разумеется, с их ценовыми характеристиками. Рассказывают, что именно на денежных вопросах погорели организаторы прошлогодней “Евразии”, пославшие запрос самому Квентину ТАРАНТИНО. Автор “Криминального чтива” откликнулся и согласился приехать бесплатно, но тут возникли некие местные посредники, зарядившие фестивалю за визит Тарантино несколько сотен тысяч долларов. Обо всех этих пакостях узнал сам режиссер (предприимчивые агенты ему тоже писали) и отказался ехать в незнакомую страну кристально честных людей и безу­пречной логистики.
Впрочем, мы отвлеклись. Если явление трансцендентального Линча в виртуальной форме на открытии “Звезд Шакена” сложно объяснить, то 22-летняя звезда “Миллионера из трущоб” Дев ПАТЕЛЬ вписался в молодежную тусовку идеально.
И, конечно, он не избежал “проклятого вопроса” местной действительности: “Вы что-то знали о Казахстане до того, как приехали сюда?”.
- Немного, - ответил Патель. - Я читал о горах, географии, номадах. А тут увидел магазины. Очень разнообразная страна.
Предлагаю сделать этот ответ “золотым стандартом” для заезжих селебритис и больше на вопрос времени не терять.

* * *

Фильмом открытия в прошлом году был “Гадкий утенок”, а в этом - “Жаужүрек мыңбала”. Сразу просятся ассоциации вроде того, что зарубежный гадкий утенок превратился в отечественного прекрасного лебедя, что в известной степени соответствует истине. Правда, не совсем понятно, зачем показывать на фестивале картину, которая в это же время идет в прокате.
Но раз уж таковы правила гостеприимства, то надо им следовать. А то один российский гость, актер и телеведущий Михаил САФРОНОВ, ушел прямо посреди сеанса и вынужден был потом извиняться в интервью порталу kino24.kz:


- К сожалению, я не досмотрел фильм. В тот момент, когда подожгли крепость, нам пришлось уехать, потому что в зале приемов нас уже ждали. И мы очень хотели извиниться перед создателями фильма, потому что сидели в первых рядах в партере и встали на самом интересном месте. Не хочется, чтобы подумали, что нам не понравился фильм - нет, нас вывели просто потому, что уже где-то кто-то ждал. И мы очень просили нам либо диск дать, либо, если будет прокат в России, мы там досмотрим.
А ведь мог бы и в наш кинотеатр сходить за тысячу тенге.

* * *

В прошлом году вашего покорного слугу Венера Нигматулина пригласила проводить “круглые столы” по окончании каждого рабочего дня фестиваля. Практика оказалась сколь интересной, столь и порочной - зарубежные гости были по большей части англоговорящие, а переводческое обеспечение легло на студентов второго курса института мировых языков, что само по себе уже не требует дополнительных комментариев (кроме разве что damn, shit)
Поэтому в этом году дискуссионных панелей не было, зато состоялись мастер-классы. Один из них вел немецкий русскоговорящий киновед Ханс-Йоган ШЛЕГЕЛЬ. Разговор шел об азиатских мотивах в творчестве и мышлении Андрея ТАРКОВСКОГО.
Обычно посетители мастер-классов, а в большинстве своем студенты “Жургеновки”, щеголяют мыслями уровня “Жерар Депардье, че, как сам?”, но в этот раз публика подобралась посолиднее, и градус дискуссии сразу взлетел.
Так, одна дама-филолог, ссылаясь на тезисы Мурата АДЖИ, заявила, что в Тарковском текла кипчакская кровь. Шлегель интеллигентно заметил, что такие теории он не может комментировать.
Но ничего - при должном уровне развития отечественной науки мы скоро выйдем на ретроспективные программы “Великий казахский режиссер Тарковский”, и тут-то Шлегель точно никуда не денется!

* * *

О том, что “Звезды Шакена”, несмотря на перманентный кризис, пребывают в добром здравии, можно было судить по торжественной церемонии закрытия. За время существования форума его бросало по разным углам - от Дворца Республики до филармонии. А в этом году закрытие состоялось в фешенебельном комплексе Luxor вблизи прекрасных гор. Хочется сказать по-пателевски: “и коней”, но лошадей никто не заметил. Разве что в кулинарном виде.
Как сказала знакомая журналистка: “Кормили всех. В общем, хорошо прошло”.

 

 

Призы фестиваля

Гран-при: “Больничные пираты”, режиссер - Михаэль Шерер, Швейцария.

Секция “Молодое кино”:
Игровое полнометражное кино: “Риелтор”, режиссер - Адильхан Ержанов, Казахстан; “Пустой дом”, режиссер - Нурбек Эген, Киргизия - Россия - Франция.
Игровое короткометражное кино: “Воительница”, режиссер - Дэвид фон Внендт, Германия.
Неигровое полнометражное кино: “Мэр-сват”, режиссер - Эрика Хныкова, Словакия - Чехия.
Неигровое короткометражное кино: “Весна”, режиссер - Мохаммад али Хашемзехи, Иран.
Анимация: “Передвижной дом под водой”, режиссер и аниматор - Вероника Самарцева, Германия.

Секция “Студенческий фильм”:
“Я свободен”, режиссер - Андреа Роггон, Германия.
Секция “Дебют”:
Неигровой фильм: “Счастье... Земля обетованная”, режиссер - Лорен Хассе, Франция.
Игровой фильм: “Поколение П”, режиссер - Виктор Гинзбург, Россия.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото Екатерины СКВОРЦОВОЙ

Поделиться
Класснуть