8640

Нурсултан НАЗАРБАЕВ: Враждуют не религии, а люди и государства

В минувший четверг в Астане завершил свою работу IV cъезд лидеров мировых и традиционных религий - “Мир и согласие как выбор человечества”. В первом заседании форума принял участие президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ. В своем выступлении глава государства отметил, что предложение о создании нового органа съезда - совета религиозных лидеров - было связано прежде всего с возрастанием роли религии и межконфессионального диалога в современных процессах. В частности, он сказал...

О роли совета религиозных лидеров

Напомню, что мое предложение о создании такого органа было поддержано предыдущим съездом три года назад. В состав совета вошли представители ведущих конфессий мира - ислама, христианства, иудаизма, буддизма, индуизма, синтоизма, зороастризма. По сути, это первый рабочий механизм многостороннего формата взаимодействия между религиями. Создание совета способно вывести на новый уровень весь межконфессиональный диалог.
Во-первых, в его рамках будет налаживаться взаимодействие с другими международными диалоговыми структурами.
Во-вторых, создается новый постоянный орган, который имеет большой потенциал, чтобы со временем стать важным инструментом глобального миротворчества.
Его авторитет и потенциал дают возможность принимать обращения и воззвания, в том числе в условиях возможных конфликтов.
В-третьих, в рамках совета важно наладить глобальный мониторинг соблюдения прав и свобод верующих.
В-четвертых, духовная сила религий, объединенная в рамках нового совета, я уверен, способна сыграть роль важного элемента поддержания баланса в процессах мирового развития.
В-пятых, на более качественный уровень будет переведена работа по организации и проведению всех последующих съездов.

О трансформации мирового порядка

Человечество, по сути, проходит этап системного кризиса. Глобальная рецессия, на пороге которой оказался мир, угрожает многим обществам масштабным социальным взрывом. Среди более одного миллиарда безработных, насчитывающегося в современном мире, половина - это молодые люди, в том числе и получившие хорошее образование. С утратой возможности достойно трудиться, снижением социальных гарантий растет радикализация и криминализация молодежной среды. В то же время нарастает глобальный кризис морально-нравственных ценностей. Нельзя не видеть, как во многих обществах пропагандируются и насаждаются лжесвободы.
Извращенные взгляды на природу человеческих взаимоотношений пытаются представить в качестве норм современного общества. Мотивация к честному труду подменяется стремлением к быстрой наживе любыми способами. И такая антимораль нередко возводится в абсолют. Характерным признаком нарастания морально-нравственного кризиса в мире стали случаи агрессивного очернительства служителей культов, попытки вытеснения религии на обочину социальных процессов. Факты кощунственного отношения к религиозным святыням наблюдаются во многих странах в отношении практически всех религий. В этом ряду публичные сожжения святых книг, осквернение и поджоги мечетей, храмов, синагог и других культовых сооружений, дискредитация священнослужителей, избиения и убийства представителей паствы.
Религия - один из самых прочных защитных барьеров перед бездуховностью и алчностью. Во многие времена именно религия оставалась, иногда даже единственной, хранительницей народной мудрости, культуры и традиций.

О сталинских репрессиях

Участники съезда посетят историко-архитектурный мемориал памяти жертв политических репрессий, сооруженный на месте одного из “островов” бывшего зловещего “архипелага ГУЛАГ”. Это был так называемый АЛЖИР - Акмолинский лагерь жен изменников родины. В те годы во всем бывшем СССР были уничтожены миллионы неповинных людей. В том числе десятки тысяч священнослужителей ислама, христианства и других конфессий. Это была скорбная цена, оплаченная религиями за стойкость и несгибаемость последователей и проповедников веры в Создателя.
Сегодня те безнравственные действия, которые творятся против религий, - это явления того же порядка, что и события 20-30-х годов, в ходе которых пытались низвергнуть храмы.
Мы решительно осуждаем такие выходки и выражаем поддержку всем религиозным лидерам, всем религиям в их противостоянии всплеску воинствующего безбожничества.

О негативном влиянии новых технологий

Человечество, как это было не раз в прошлом, использует новые открытия, данные ему высшим разумом, не всегда во благо миру. Так, высочайшие информационные технологии и новейшие коммуникации, призванные объединять народы, нередко применяются для разъединения людей, возведения новых барьеров внутри обществ и между странами.
Сетевые ресурсы вместо распространения знаний нередко служат для пропаганды порока, извергают потоки лжи, низменных людских инстинктов, братоубийственных призывов и ненависти.

О справедливой модели мироустройства

Я верю, что человечество обладает необходимыми знаниями и опытом, чтобы создать такую модель, основанную на пяти фундаментальных принципах.
Во-первых, это эволюционность развития социально-политических систем, отказ от революций как форм политического развития. В ХXI веке именно революции, а не религии стали опиумом для народов.
Во-вторых, это справедливость, равенство и консенсус во взаимоотношениях между всеми государствами.
В-третьих, глобальная транспарентность, отвергающая всякие “двойные стандарты” и “закулисы” в международных отношениях.
В-четвертых, конструктивная многополярность как система геополитических балансов, избавленных от блоковой психологии прошлого столетия.
И наконец, в-пятых, глобальная толерантность и доверие как первооснова межкультурного, межрелигиозного и межгосударственного взаимодействия в ХХI веке.
Нельзя не видеть того факта, что за последние 30 лет наибольшего успеха достигли те страны, которые отличаются этнокультурным разнообразием. Сегодняшний мир нуждается в обобщении и развитии такого опыта. В этом плане съезд лидеров мировых и традиционных религий мог бы выступить как ведущая диалоговая платформа, предметно нацеленная на идейно-духовное конструирование основ справедливого мироустройства в ХХI веке.

О новом формате общения

Сегодня глобальный диалог - это не только международные форумы и встречи. Посредством интерактивного общения в нем участвует все большее число людей по всему миру. Предложенные Казахстаном идея и формат G-GLOBAL в этом плане открывают новые возможности для глобального взаимопонимания и толерантности. Поэтому я предлагаю с благословения участников четвертого съезда создать интернет-ресурс, посвященный вопросам формирования и укрепления глобальной толерант­ности и доверия.
Возможно, он мог бы стать частью общего электронного портала G-GLOBAL.
В его рамках важно предусмотреть проведение интерактивных заседаний совета религиозных лидеров и секретариата нашего съезда, ведения постоянного онлайн-форума для широкого круга интернет-пользователей.

Об исламе как духовной опоре

Сейчас в мусульманском мире происходят неоднозначные процессы. Здесь есть динамичные экономики и страны с серьезными социально-политическими проблемами. Современное и будущее глобальное сообщество невозможно представить себе без мира ислама. Любые виды его обструкции недальновидны и даже опасны. Надо с пониманием относиться к тому, что происходит в этой части большого и многообразного мира.
Казахстан - страна с большинством мусульманского населения. Исламская религия - это одна из духовных опор нашего народа. Мы выработали уникальную формулу общенационального единства и согласия всех казахстанцев, независимо от их религиозной и этнокультурной принадлежности.
Враждуют между собой не религии, а люди и государства.

О достижениях Казахстана

Эффективная модель мира и согласия - это базовый фактор успешности развития нашей страны. Независимый Казахстан - это страна, где в мире и согласии живут 140 этносов. Мы вошли в тройку стран с наиболее динамичной экономикой в первом десятилетии ХХI века. Мы создали собственную модель межэтнического согласия. Казахстанец любой этнической или религиозной принадлежности - это равноправный гражданин, неотъемлемая часть единой граж­данской общности.И мы создаем условия для того, чтобы каждый человек мог свободно исповедовать свою религию, изучать и пользоваться родным языком, культурой и традициями своего этноса.
Высокие ценности, исповедуемые каждой религией - исламом, православием, католицизмом, протестантскими вероучениями, иудаизмом, буддизмом и другими, - всегда поддерживались казах­станским государством. Поэтому в нашем обществе уже более 20 лет идет процесс духовного ренессанса. Возводятся новые мечети и храмы. Мы работаем над проектом программы укрепления межконфессио­нального согласия до 2016 года.

www.akorda.kz, фото с сайта www.headline.kz, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее