12310

Игра в машинки

В Костанае разгорается новый скандал, связанный с нашумевшим делом о транснациональной автомафии (см. “Бизнес на колесах”, “Время” от 30.11.2011 г.). Приговор по делу уже вынесен, но в последние дни срока, который отпущен для того, чтобы его опротестовать, надзорный орган потребовал… наказать потерпевших!

Первый зампрокурора Костанайской области Рашид АПЕКОВ попросил суд обратить в доход государства изъятые в ходе следствия дорогие иномарки. Между прочим, суд первой инстанции постановил вернуть эти машины их фактическим владельцам, которых признали добросовестными приобретателями.
Вкратце напомним предысторию: на протяжении нескольких лет преступная группировка, состоявшая из граждан Казахстана и России вместе с примкнувшими к ним сотрудниками костанайской дорожной полиции загоняла в Казахстан краденые дорогие иномарки. Железных коней продавали пачками. По предположениям следствия, количество криминальных авто исчислялось сотнями, но в суд были представлены доказательства только по 11 из них. В итоге замначальника управления дорполиции ДВД Костанайской области Данияр БАЯНОВ и начальник оперативно-розыскного отдела того же ведомства Канат СЕКСЕМБАЕВ получили по три года условно, но попали под амнистию. Бывший сотрудник регистрационно-экзаменационного отдела дорполиции Лисаковска Марат ШАКИРОВ приговорен к 5 годам лишения свободы. Больше, чем он, получили лишь те, кого следствие и суд признали главарями автомафии, - Яраш СОВНУКАЕВ (7 лет) и Султангирей ВЕДЗИЖЕВ (6). Перегонщику краденых авто Руслану АГЗАМОВУ в соответствии с приговором предстоит сидеть 1 год 9 месяцев и 20 дней, а слесарю Кайрату БЕРКЕНОВУ (он занимался перебивкой номеров двигателей) - два года. К такому же сроку приговорены полицейский-оперативник Евгений ШИШКИН и Павел СЕРДЕЧНЫЙ, который подделывал документы на машины. По некоторым эпизодам дела подсудимые были оправданы, обвинения в отношении еще нескольких подсудимых переквалифицированы на более “легкие” статьи.
Между тем гражданские иски потерпевших, которые пытались взыскать свои деньги за “левые машины”, судья Мадина САЛАМАТОВА отклонила, мотивировав тем, что суд вернул людям авто, так сказать, “в натуре”. Именно этот факт почему-то возмутил прокуратуру, опротестовавшую судебный вердикт.

- Сказать, что мы, владельцы этих машин, возмущены, - значит, ничего не сказать! - горячится один из потерпевших Валерий БОРТУЛЕВ (на снимке). - Кто-то из преступников, считай, вообще не пострадал, а нас вон как ущемили! А в чем мы виноваты? При покупке машин каждый из нас делал все строго по закону: пришел с продавцом в дорожную полицию, заплатил за проверку по учетам, получил “добро” на покупку. Наше право собственности было зарегистрировано государством! Никто не покупал машину по доверенности. И в суде установлено, что первоначальных собственников найти в принципе невозможно: проставленные на этих машинах заводские номера уничтожены. А прокурор что пишет?..
В протесте прокуратуры - черным по белому: “…Учитывая, что указанные автомашины были приобретены незаконным путем (угнаны), их собственники по делу не установлены, передача машин автовладельцам нарушает право собственников автомашин на владение и распоряжение указанным имуществом” (выделено мной. - С. К.). То есть надзорный орган печется о правах того, не знамо кого?! Видимо, понимая абсурдность ситуации, в прокуратуре нашли соломоново решение: обратить авто в доход государства. А в дальнейшем, когда их, по всей вероятности, начнут продавать с аукциона, начнется самое интересное.
В самом деле, выставляя эти тачки на торги, государство фактически узаконивает продажу криминального транспорта. При этом очевидно: такие машины уйдут новым владельцам за сущие копейки. А наши потерпевшие, окончательно осатанев, обратятся все к тому же государству с исками о возмещении материального ущерба. И взыщут уже деньги, которые они когда-то отдали мафии: кто 25 тысяч долларов, а кто - более ста тысяч.

Вот список спорных машин: “Тойота Ланд Крузер-100” (2006 года выпуска), “Лексус RX-350” (2007 г.в.), “Лексус LX-570” (2008 г.в.), “Лексус RX-400” (2007 г.в.), “Инфинити FX-45” (2005 г.в.), “Лексус RX-400H” (2007 г.в.), “Мерседес Бенц ML-350” (2006 г.в.), “Тойота Ланд Крузер 100VX” (1999 г.в.), “Тойота Ланд Крузер-200” (2010 г.в.), “Лексус LX-470” (2006 г.в.), BMW-525 (2004 г.в.). Сейчас они стоят во внутреннем дворе ДКНБ по Костанайской области. Интересно, кто на них уже глаз положил?
Но стоп! В открытой базе данных судебных решений я разыскал приговор по этому делу. И что же вижу: протестный прокурорский список требуемых к изъятию машин - неполный! В нем отсутствует одна “Тойота Ланд Крузер 100VX” 2006 года выпуска, которую суд первой инстанции постановил “вернуть фактическому владельцу - добросовестному приобретателю Бексултанову Ж. М.”. То есть человеку, который в процессуальном плане ничем не отличается от других, проходящих потерпевшими по этому делу, у которых машины сейчас хотят отобрать. Выходит, все равны перед законом, но некоторые - равнее?
Вообще, вся история дурно пахнет. Особенно если вспомнить, что был уже подобный прецедент. Два года назад в Костанае судили экс-председателя Наурзумского райсуда Жанабая ИСМАЙЛОВА, который наштамповал полтора десятка решений о легализации угнанных иномарок (см. “Из биев - в подельники”, “Время” от 1.6.2010 г.). Так вот, в результате этого процесса иномарки были возвращены владельцам, признанными судом добросовестными покупателями. И тогда эти решения почему-то никто не опротестовал…

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Костанай

Поделиться
Класснуть

Свежее