Держи крапа
В среду на базе центра учебно-методической и боевой подготовки “Бүркіт” близ поселка Заречный завершились квалификационные испытания спецназовцев внутренних войск МВД РК на право ношения крапового берета и нагрудного знака “Бүркіт”. Из 46 претендентов экзамен на выносливость и мужество выдержали лишь шестеро.
Уже на первом этапе после теоретических тестирований и медицинского осмотра отсеялись четверо.
Оставшимся 42 бойцам предстоял двухдневный 72-километровый марш-бросок с полной выкладкой по пересеченной местности. Они вскарабкивались на скалы, рыли окопы, преодолевали речную преграду, ползли по-пластунски, ориентировались на местности, бегали в противогазах. Надо сказать, что каждый из этапов проходит в строгих временных рамках. Причем все задания выполняются без отдыха. Выдержать подобный экзамен и получить краповый берет с первого раза удается единицам. Иногда кандидаты проходят это испытание лишь с пятого или шестого раза.
Один из тех, кто с первого раза пополнил ряды “краповиков”, - Мангуст из Петропавловска (в спецназе нет имен, только позывные. - Н.П.).
- Ведь без особой закалки в спецназе нельзя, - говорит он. - Я прошел это испытание в 2005 году и знаю, каково это - бежать под палящим солнцем, когда песок плавится под ногами. Когда в ушах гул, а ноги еле-еле передвигаются, а тебя еще пытаются и психологически сломать, например, предлагают сесть в машину, где есть вода и еда. Это самый сложный момент - перебороть себя и продолжить бег. Многие сходят именно на этих рубежах.
Стоит заметить, что казахстанский квалификационный экзамен считается самым сложным во всем СНГ: по длительности маршрута, напряженности, выполнению нормативов. На все поставленные задачи во время последнего уровня у военнослужащих уходит около полутора суток, в России, например, около 10 часов.
На каждом этапе ряды кандидатов редеют, и вот их уже остается шестеро. Последний восьмикилометровый марш-бросок - и долгожданный ночлег, но вряд ли ребятам удастся отдохнуть. Всю ночь их будут атаковать инструкторы, заставляя держать оборону.
- Столь суровое испытание необходимо спецназовцам для того, чтобы они могли выжить и выполнить задачу в любых, даже самых тяжелых условиях, - рассказывает начальник центра служебно-боевой деятельности подразделений специального назначения внутренних войск МВД РК полковник Павел КОВАЛЕНКО. - Недаром про спецназ говорят, что это не образ жизни, а ориентация. У человека должна быть особая психология, чтобы работать там, где ни один другой специалист не справится с заданием.
На последнем этапе бойцам предстоит пройти 250-метровую огненно-штурмовую полосу с разнообразными препятствиями. Одновременно кандидат проходит и психологическую проверку, потому что все время находится под обстрелами, причем в конце полосы ведется стрельба боевыми патронами. Некоторые препятствия можно преодолеть только в паре.
- Сила спецназа не в одном бойце, а в команде, - говорит “краповик” Хачик. - Кстати, пройти огненно-штурмовую полосу кандидатам удается не всегда. Был случай, когда два кандидата не смогли взять трехметровую стену и сошли с дистанции.
Финал испытаний - рукопашный бой. В течение девяти минут кандидат в элитные войска должен выдержать бой в полный контакт с тремя противниками. Зрелище, прямо скажем, не для слабонервных. Недаром эти спарринги называют “девять минут ада”. Здесь цель у претендентов одна - не победить, а выстоять, подниматься на ноги каждый раз, когда тебя сбивают… Удивительно, но кандидаты вовсе не выглядят Гераклами, скорее, наоборот: жилистые, невысокого роста парни. От усталости многие из них еле держатся на ногах, но стараются держать удар. Первые бои они проводят друг с другом, а вот потом на ринге появляются настоящие бойцы, и тут уже пощады кандидатам нет.
Затем в торжественной обстановке, преклонив колено и поцеловав берет, кандидаты произносят: “Служу Казахстану и спецназу!” и дрожащими руками надевают заветный берет на голову.
- Я второй раз сдаю экзамен, - признается новоиспеченный “краповик”, 29-летний прапорщик Нургали ШОЛПАНКУЛОВ. - Самым сложным для меня было окончание второго дня и завершающий марш-бросок на 8 километров. Сознание просто отключалось. Выходя на ринг, я уже ни о чем не думал, просто знал, что надо продержаться. Эти девять минут мне показались вечностью.
Надежда ПЛЯСКИНА, plyaskina@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматинская область

