“Развод” с конфискацией
Гражданин Киргизии Николай ОВЧИННИКОВ (на снимке), которого в прошлом году обвинили в контрабанде на таможенном посту “Кордай” и конфисковали у него в доход государства заработанные за 20 лет тяжелой работы в монгольской пустыне Гоби деньги, теперь ищет справедливости в Верховном суде РК.
В далеком уже 1990 году Николай работал электрослесарем на Киргизском горно-металлургическом комбинате. Через АО “Зарубежцветмет” его командировали в Монголию - в АО “Монголросцветмет”. За тридевять земель Николай отправился с женой и двумя детьми, провел там долгих 20 лет. В 2010 году уволился и отправился в Россию, в городок Тайга. Там он оставил семью и в мае 2011 года двинул в родную Киргизию, чтобы купить на заработанные в Монголии деньги квартиру и перевезти жену с детьми. Ехать пришлось на автобусе через территорию Казахстана. На российско-казахстанской границе проблем не возникло, так как на тот момент уже действовал Таможенный союз. А вот на границе с Киргизией 20 мая 2011 года Николая взяли как опасного контрабандиста.
- Как только я зашел в здание таможенного поста “Кордай”, меня подозвал к себе сотрудник таможенной службы, - говорит Николай Овчинников. - Он проверил паспорт и спросил, имеются ли у меня с собой запрещенные предметы. Я ответил, что нет. Тогда он спросил, что в карманах. Я честно сказал, что в кармане у меня 2627 долларов и 24 900 российских рублей. В сумке у меня лежало еще 40 000 долларов, но про сумку у меня никто не спрашивал. Я попросил бланк для заполнения декларации, но он повел меня в информационно-консультационный пункт. Там я показал ему все деньги. Таможенник резко возбудился, потребовал положить деньги обратно в сумку и повел меня в административное здание. Там после почти двухчасовой “психологической обработки” таможенники начали досмотр, пригласили понятых, составили акт...
В отношении Николая Овчинникова возбудили уголовное дело по статье 209 (контрабанда) УК РК. 24 ноября 2011 года Кордайский районный суд Жамбылской области признал его виновным в контрабанде и назначил наказание в виде одного года лишения свободы условно. Те деньги, о которых он сообщил таможеннику, ему вернули сразу. После суда отдали еще $6500 (по закону до $10 000 можно провозить через границу без декларирования). Остальные 33 500 долларов были обращены в доход государства. 24 января этого года апелляционная инстанция изменила решение Кордайского райсуда, переквалифицировав его действия как покушение на контрабанду, так как границу он не пересекал. Также к нему был применен закон об амнистии.
- Да не собирался я заниматься контрабандой! - заявил нашему корреспонденту Николай Овчинников. - До этого я с деньгами пересекал границу Монголии и России и каждый раз декларировал всю сумму. В этот раз я просто не успел заполнить декларацию - ко мне сразу подошел таможенник. К тому же в других странах иной порядок декларирования, в вашем я так и не разобрался. И в чем я виноват?! Почти все деньги, которые я заработал тяжким трудом в пустыне, у меня отобрали. Я уже не молод и вряд ли смогу в ближайшее время снова заработать на квартиру. Моя семья осталась без средств к существованию, мы теперь фактически бомжи.
Сейчас Николай обратился с надзорной жалобой в Верховный суд, кроме того, подал жалобу в управление внутренней безопасности департамента таможенного контроля по Жамбылской области, которое, проведя проверку, не нашло в действиях таможенников состава преступления и отказало Овчинникову в возбуждении уголовного дела. В то же время в ответе на запрос Овчинникова, подписанном начальником ДТК по Жамбылской области Александром КОЧУБЕЕМ, сказано: согласно статьям 121 и 122 Закона “О таможенном деле в РК”, наличная иностранная валюта освобождается от обложения таможенными сборами. Иными словами, Овчинникову вовсе не было смысла утаивать свои кровные от декларирования.
Вот только самому Николаю от этого не легче...
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы