23321

Месть таксиста

… Все произошло из-за сущей ерунды. Таксист-частник и четыре его пассажира не сошлись в цене. Водитель хотел получить 800 тенге за то, что подвез пассажиров, но те сразу сказали, что заплатят не больше 500, а потом еще были недовольны тем, что их не доставили к самому дому, и заплатили всего 400. Вот из-за такого пустячного повода и повздорили. Никто никого не бил, никто никому не угрожал. Но таксисту стало обидно. И он, проследив, куда направляются парни, вызвал полицию. Сообщил, что его ограбили. Якобы забрали 5000 тенге. И за проезд не заплатили. Подъехавший полицейский наряд взял на борт заявителя и прочесал окрестные дворы. Задержали только одного из тех, кто сидел на заднем сиденье. Им оказался 33-летний Нурлан МУРАТОВ. Его и доставили в Ауэзовский РУВД Алматы для дальнейшего разбирательства. Случилось это вечером 25 июля 2008 года.

Нурлан Муратов был, в общем-то, обычным парнем и до этого случая вообще не имел никаких проблем ни с законом, ни с полицией. Увлекался шахматами. Участвовал в дворовых турнирах. В общем, жил парень спокойно и работал. Занимался мелкими грузовыми перевозками - сам крутил баранку “газели” и приглядывал за двумя другими водителями в транспортной фирме, которой заведовал его отец. Кстати, и таксист сразу заявил полицейским, что к самому Нурлану Муратову он никаких претензий не имеет. Лично с ним он не ругался и не конфликтовал. И даже заплатить ему обещал не Муратов, а один из его приятелей. Так что оснований для каких-либо жестких действий в отношении задержанного у полицейских не было никаких…

Задержанного забрали двое оперативников Нуржан КОСМУРАТОВ и Нуртас МАКЫШЕВ. Они отвели его в кабинет на пятом этаже управления. Что там с ним происходило, доподлинно пока неизвестно, а догадки, как известно, к делу не пришьешь. Однако уже в первом часу ночи в райотдел была вызвана “скорая”. Прибывшим на вызов медикам полицейские сообщили, что задержанный себя очень плохо чувствует из-за того, что слишком много выпил. Действительно, если верить полицейским документам, Нурлан Муратов находился в крайней степени алкогольного опьянения. Это утверждают таксист, постовой полицейский и дежурный офицер. Даже сам Нурлан Муратов подписал протокол допроса, в котором утверждается, что он один выпил целый литр водки. Да еще потом бутылкой пива запил.

Только вот прибывшие на вызов врач скорой медпомощи СКВОРЦОВА и фельдшер НАСЫРОВА стоят на том, что от осмотренного ими Нурлана Муратова алкоголем и не пахло. Но он действительно был в очень плохом состоянии. Его тошнило, на ногах не стоял. Сам Муратов объяснил медикам, что был избит на пятом этаже сотрудниками полиции. Врач определила, что у парня сильная травма живота, и потребовала его срочной госпитализации. Полицейские отдать задержанного медикам отказались, заявив, что он симулирует, поскольку подозревается в совершении грабежа. Дежурный по Ауэзовскому РУВД капитан Дмитрий ДМИТРИЕНКО подписал формуляр, в котором официально отказал медикам в госпитализации задержанного.

Врачи уехали ни с чем, задержанного оставили в райотделе полиции.
Наутро, около 7.00, та же бригада скорой помощи вновь получила вызов в Ауэзовский РУВД. И все к тому же пациенту - задержанному Муратову. Впрочем, доехать до места врач Скворцова и фельдшер Насырова не успели - из РУВД позвонили еще раз и отказались от вызова.

Около 11 часов утра Нурлану Муратову дали позвонить родственникам, и он попросил привезти в Ауэзовский РУВД его удостоверение личности. Однако, когда его родная сестра Виктория Агаева приехала в указанное управление, полицейские заявили, что ее брата к ним не доставляли. Викторию отправили в другой райотдел. В течение нескольких часов сестра безуспешно пыталась выяснить, где же находится ее брат. Ей долго морочили голову, футболили из одного полицейского подразделения в другое. Оказалось, что Нурлан Муратов, всю ночь проведший в полицейском участке, нигде не был зарегистрирован. Его не вписали в журнал задержанных и не отметили, что поместили в камеру изолятора временного содержания.

Лишь спустя несколько часов, когда у Ауэзовского РУВД собралась почти вся семья задержанного, к ним вышел дежурный следователь Василий ТИМОШИН и сообщил, что Нурлан Муратов действительно находится у них по подозрению в грабеже таксиста. И… пообещал его отпустить в обмен на деньги. Родственники Муратова утверждают, что следователь попросил 60 тысяч тенге за свои услуги и 20 тысяч тенге в качестве возмещения морального вреда таксисту. Ради такого дела лейтенант полиции даже совершил небывалый акт гуманизма и дал поговорить Нурлану с родственниками по телефону. Тот прохрипел в трубку, что к грабежу не причастен, но ему срочно нужна медицинская помощь.

Родственники кинулись за деньгами. Уже через полчаса, по их словам, требуемая сумма была передана сердобольному следователю. Нурлана Муратова вынесли из РУВД на носилках и погрузили в подъехавшую карету “скорой помощи”. По дороге в больницу он почти не говорил. Корчился от боли. Повторял только, что били его на пятом этаже семеро полицейских. Фамилий не назвал.

Привезли его в критическом состоянии. В результате побоев у него произошел разрыв 12-перстной кишки. Начался перитонит. Несколько раз останавливалось сердце, его запускали с помощью электрошока. Как только состояние стабилизировалось, была проведена срочная операция. Но поздно: сказалась общая интоксикация организма. Нурлан Муратов скончался. Когда родственникам сообщили, что он умер, около больницы появился следователь Тимошин вместе с одним из заместителей начальника Ауэзовского РУВД. Вроде как выразить соболезнования. И как бы между прочим вернуть обратно деньги.

По факту гибели Нурлана Муратова возбудили уголовное дело. Потом его разделили на два.
Первое - в отношении дежурившего в ту ночь капитана полиции Дмитрия Дмитриенко. За то, что отказал в срочной госпитализации задержанного. Это дело сейчас рассматривается в суде и имеет очень туманные перспективы.
Второе дело - в отношении тех полицейских, которые били в ту ночь Нурлана Муратова. Вот только их личности установить почему-то не удалось. Парня забили в здании районного управления полиции, где, судя по списку личного состава, находилось с дюжину людей в погонах, но никто ничего не видел, никто ничего не слышал.
Оперативники, работавшие на пятом этаже, тоже в полной несознанке. Пальцем никого не трогали, вели себя тише воды, ниже травы. Да и следователь Тимошин наотрез отказывается, что брал с семьи погибшего деньги.

И еще. Оказывается, в ночь, когда полицейские забили до смерти Нурлана Муратова, в Ауэзовском РУВД с проверкой находился помощник районного прокурора Б. ХАЙРУЛЛАЕВ. Он даже лично общался с Муратовым, выслушал его жалобы на действия сотрудников и плохое самочувствие. Именно по его требованию была вызвана первая “скорая”. Но только этим он почему-то и ограничился.

Судмедэкспертиза в крови Нурлана Муратова ни следов этилового спирта, ни каких бы то ни было наркотических препаратов не обнаружила. Трезвым он был как стеклышко.
А грабеж…
Впоследствии таксист признался, что никто у него 5000 тенге не отбирал. Просто ему пассажиры недоплатили 400 тенге, вот он и вызвал полицию, чтобы поквитаться с ними. А поскольку в салоне автомашины было темно, он сегодня даже не очень уверен, был ли среди тех четверых пассажиров Нурлан Муратов.

Геннадий БЕНДИЦКИЙ,
е-mail:benditsky@time.kz
Фото Владимира Заикина

Поделиться
Класснуть