Два брата и баба Надя
Надежда Давыдовна ШИЛОВА с ужасом вспоминает, как на ее глазах соседские ребятишки - сводные братья Глеб САВЕНКОВ и Олег МЯЧИН - стали круглыми сиротами. Сначала от скоротечной формы рака ушла из жизни в 35 лет их мама-одиночка. Через девять дней, не пережив утраты, умерла бабушка. От детского дома мальчишек спас дедушка, который, несмотря на преклонный возраст и инвалидность, сумел оформить опекунство над внуками. Но через полтора года не стало и его…
- Глебу тогда было 17 лет, Олежке - всего девять, - рассказывает Надежда Давыдовна. - К ним сразу пришли люди из органов опеки и предупредили, что младшего заберут в детский дом! Для Глеба это стало страшным ударом. Прибегает ко мне белый как стена, кричит: “Я никогда его никому не отдам!”. У меня сердце кровью обливается: что же делать? Стать бы опекуном самой. Но кто позволит? Мне - 75 лет. На руках - 50-летний сын, инвалид с детства. Умственная отсталость… Да и по закону я им совершенно чужой человек.
Но сердобольная соседка не опустила рук. Она неустанно обивала пороги всевозможных инстанций, чтобы донести до чиновников простую мысль: братьев ни в коем случае нельзя разлучать!
Дело в том, что Олег родился глухим. Никто в семье не понимал его так, как Глеб. “А как же иначе? - искренне удивлялся Глеб. - Мы же родные братья! Мама всегда работала: уходит - мы еще спим, приходит - мы уже спим. А я с ним проводил все свободное время. У нас даже был свой жестовый язык!”
В семь лет Олега определили в школу-интернат для глухих детей, с тех пор пять дней в неделю он жил вне дома, а все выходные, праздники и каникулы проводил в кругу семьи. Но если бы его забрали в детский дом, встречи братьев неизбежно сократились бы до минимума…
- Это стало бы для них настоящей трагедией! - всплескивает руками Надежда Давыдовна. - К счастью, чиновники вошли в положение детей и закрыли глаза на формальности. До совершеннолетия старшего брата оставалось еще полгода. Все это время их больше никто не трогал. И как только Глебу исполнилось 18 лет, он сразу оформил опеку над младшим братом.
А до этого момента пенсионерке приходилось сдерживать пыл тех, кто вдруг неожиданно воспылал любовью к сиротам и напрашивался к ним в опекуны. Она-то прекрасно понимала, что “благодетелей” интересовали не дети, а их трехкомнатная благоустроенная квартира, доставшаяся в наследство от умерших родных…
С тех пор прошло четыре года. Вот он, 15-летний Олег, поет на сцене школы-интерната для глухих детей песню Мити ФОМИНА “Все будет хорошо”. Поет по-особому - жестами.
- Олег поразительно талантлив и трудолюбив! - восклицает музыкальный руководитель Алла ЧУМАКОВА. - У мальчика настолько мизерные остатки слуха, что он даже в цифровом слуховом аппарате в состоянии уловить лишь низкие частоты. А это значит, что музыку и голос певца он не слышит! Поэтому, чтобы исполнить жестовую песню, ему приходится приложить максимум усилий. Сначала он выбирает песню. Как? Зрительно! По клипу. Дальше мы смотрим, подходит ли манера исполнения, темп. Рэп сразу забраковываем. Для глухих он сложен. Потом разучиваем слова, выясняем значения незнакомых.
Главное, чтобы глухой исполнитель хорошо понял смысл песни. Только тогда он сможет ее “спеть”. Затем Алла Владимировна вместе с Олегом отрабатывает перед зеркалом артикуляцию и жесты, добиваясь полной синхронности. Они должны стать зеркальным отражением друг друга. Поскольку ей предстоит из зала “петь” песню, а ему, находясь на сцене, - считывать. При этом он еще должен танцевать!
Результат феноменальный! В этом году Олег стал победителем ежегодного конкурса жестовой песни Super Star в родном интернате и занял второе место в общегородском конкурсе. А еще в его репертуаре - пантомима, клоунада и спортивные танцы! С лучшими номерами он успел съездить по приглашению в столицу и в знаменитый лагерь “Балдаурен”. Обо всем этом с гордостью рассказывает мне его самая горячая поклонница - Надежда Давыдовна. Бабушка, которая стала для братьев самым близким человеком, не пропустила ни одного выступления Олега. А вот Глеб пока не был ни на одном концерте. И не потому, что не хочет…
С 16 лет он брался за любую работу, чтобы только его младший брат ни в чем не нуждался. И сейчас ничего не изменилось. Работая в строительной компании рабочим чуть ли не круглосуточно за… 45-60 тысяч тенге, Глеб еще ухитряется подрабатывать на стороне.
Когда его спрашивают, а не жалеет ли о том, что так рано повзрослел, старший брат отрицательно машет головой:
- Я сейчас смотрю на бывших одноклассников. Кто-то водку пьет, кто-то на зоне, кто-то без дела болтается. Постоянно ловлю себя на мысли, что мог оказаться среди них. Если бы не Олег! Ради него я работал с рассвета до заката, развивался, учился, осваивал новые специальности.
Не могу у него не спросить:
- Глеб, сейчас на Олега смотрит с восхищением весь интернат, а найдет ли он себя за пределами школы, среди обычных людей?
Он снисходительно улыбается в ответ:
- Вы просто не знаете моего брата! В первую очередь он большой работяга! Олег сам постановил: раз я сейчас один зарабатываю для нас деньги, он взял на себя домашнюю работу. Другой бы, приходя на выходные домой, играл с друзьями, смотрел телевизор. А он варит борщи, стирает, убирает, закупает продукты в магазинах. Летом вкалывает на даче. И всему научился сам! Конечно, ему легче общаться жестами. Но он заставляет себя всегда говорить голосом. Потому что знает: ему жить среди слышащих. Олег хочет поступать в “говорящий” колледж. Убеждает: “Мы обязательно с тобой откроем свое дело!”. Зная его, не сомневаюсь, что так и будет!
Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей, тел. 87055245953, e-mail: lana_semey@mail.ru

