Не гоните кино!
Вчера нам стало известно о том, что сеть кинотеатров “Отау Синема” сняла с проката фильм Жанны ИСАБАЕВОЙ “Теряя невинность в Алма-Ате”. По словам генерального директора ТОО Скандра СМАГУЛОВА, отказаться от ленты пришлось по причине угроз в адрес администрации кинотеатров.
Мы уже писали о том, что решительно настроенные молодчики обещали разнести кинотеатры южной столицы, если те будут показывать фильм, который, по их мнению, разлагает общество и попирает национальную мораль (см. “Заказ на показ”, “Время” от 10.4.2012 г. ). А в Павлодаре развеселые юнцы перебивали таблички с названиями улиц, не щадя даже памяти своих соплеменников, павших на Великой Отечественной. Мы обратились к политологам, кинематографистам, другим деятелям культуры с отнюдь не праздным вопросом: что происходит в нашем обществе?
Гульнар САРСЕНОВА, кинопродюсер:
Это страшно и противно
- Я не удивляюсь тому, что это происходит у нас в Казахстане, потому что по степени развития, образованности и терпимости некоторых слоев населения мы сильно отстаем от многих других государств. И это особенно заметно в последнее время, когда стали проявляться элементы насилия и нетерпимости, теракты и просто отголоски человеческой глупости. Мало говорить о необразованности этой части нашего общества, нужно говорить о том, что такая недальновидность и скудость мышления к хорошему не приведут. Все забывают, что художественный фильм - это не реалити-шоу, это вымысел, отражающий и развитие нашего общества, и точку зрения автора. То, что делает Жанна Исабаева, не имеет с реальностью ничего общего, это художественный вымысел, который можно либо принимать, либо не принимать, но глупо и неправильно реагировать на него агрессией. Жанна Исабаева очень любит Казахстан, и многие ее фильмы говорят именно об этом. Кино - одна из составляющих нашей культуры, а те, кто пытается часть этой культуры уничтожить, по сути, выступают против всей человеческой культуры. Я не хочу сравнивать это с фашистской Германией, но нетерпимость к другому мнению или человеку еще ни к чему хорошему не приводила. Это страшно и противно.
Асанали АШИМОВ, актер, лауреат госпремий КазССР и СССР:
Не бейте дубинками по “постели”!
- Есть люди, ваххабиты-маххабиты, которые против, чтобы казахская женщина раздевалась. Неужели великие художники были глупцами?! Сколько шедевров нам от них осталось! До сих пор в Лувре выставляют - весь мир восхищается. Кто их попрекнет в попрании морали? Я тоже против наглых постельных сцен. Всего должно быть в меру. Но с дубинками приходить - это неправильно.
Абай КУЛБАЕВ, режиссер:
Они шли не за нацию - за деньги
- Ну это наша общая вина - в первую очередь Министерства культуры с его “просветительскими” функциями. Давайте теперь отменим в художественных колледжах изображение в стиле ню. Завтра я скажу в кино что-то, что не понравится блюстителям казахских традиций, и меня переедут машиной, как ПАЗОЛИНИ? Мы о чем говорим? О дикости восприятия. Я не знаю, кто довел до такой степени народ. Не знаю. Но он стал диким. Это надо же пойти на такое... Самое обидное, я уверен, что большинство из тех, кто приходил с угрозами, руководствовались не чувством патриотизма или обиды за нацию, я уверен, они шли за деньги.
Расыл ЖУМАЛЫ, политолог:
До этого довел язык...
- Я все-таки не стал бы называть такие формы проявления своих идей национализмом. Я думаю, мы имеем дело с пробуждением национальных чувств, ищущих свое место в этом мире. Я сильно бранить их (угрожавших. - З. А.) не стал бы. Надо подбирать другие механизмы. Но то, что они не приемлют попрание каких-то национальных традиций, не есть плохо. Я, конечно же, против методов, которыми они это делают, но само проявление меня даже радует. Иногда такие процессы идут под знаком “минус”, иногда - “плюс”. За 20 лет не было серьезных подвижек в укреплении статуса языка, и вот сейчас выливается таким образом. 10-15 лет назад власть должна была сделать серьезные шаги по превращению конституционно-государственного языка в реально государственный, тогда бы таких явлений мы сегодня не наблюдали.
Досым САТПАЕВ, директор Группы оценки рисков в Казахстане:
Казахстан состоит из “казахстанчиков”
- Скорее всего, в будущем в Казахстане будет активизировано два тренда - национал-патриотический и религиозный. Самое интересное, что в мобилизации людей под этими флагами будут участвовать и некоторые представители нашей элиты. Из мировой истории мы знаем, что мобилизовать людей легче под лозунгами, связанными с религиозным и национальным возрождением. То, что мы наблюдаем даже на уровне бытовых инцидентов, говорит о том, что в Казахстане действительно “вскипели” эти паровые котлы. В перспективе они могут быть использованы в политической борьбе между элитами. Эти единичные инциденты нужно рассматривать как отдельные деревья, за которыми нельзя терять весь лес. То, что мы наблюдаем, связано с провалами госполитики: за 20 лет так и не нашли национальную идею, не решили, что такое собственно нация, так и не смогли определиться со степенью своей религиозности. Сейчас Казахстан по сути - это много маленьких “казахстанчиков”, в каждом из которых свое видение государства. Бытовой национализм - явление, распространенное во многих странах мира, другое дело, когда его используют в политических целях. Вот реакция этих людей на фильм - чем она отличается от реакции некоторых экс-депутатов мажилиса, которые тоже критиковали и некоторые фильмы за “порнографию”? Получается, что и в низах, и наверху есть люди, которые считают, что только их точка зрения верная. Как показывает мировая практика, вначале закидывают яйцами или тортами, потом сжигают книги на площадях, а вскоре на этих же площадях появляются гильотина и виселица. Цепочка мракобесия именно такова. Такие действия должны оцениваться в рамках Уголовного кодекса. Закрыть на них глаза - значит, по сути, поощрить их. Если у нас можно сажать лидеров оппозиции на 15 суток за то, что они якобы что-то нарушили, то почему бы и не “закрыть” тех, кто собирается громить кинотеатры?
Зарина АХМАТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ и из личного архива Абая КУЛБАЕВА, Алматы

