6285

Не устанет рука берущего

Программа-максимум для Казахстана на ближайшее время - избавиться от соседства с Эфиопией и Монголией в рейтинге коррумпированных стран и перебраться поближе к Сербии и Замбии. Такие тезисы звучали вчера на экспертном совещании по выработке рекомендаций к программе по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011-2015 годы. Организатором мероприятия выступил фонд “Центр изучения конкурентоспособности”.

Состав участников получился пестрым - юристы, политологи, блогеры, оппозиционеры. Ораз ЖАНДОСОВ, руководитель центра экономического анализа “Ракурс”, поинтересовался у модератора Кадыржана АСКАРОВА:
- А регламент? А то у нас обычно каждый “лепит” что хочет.
- Регламент 7-10 минут. На первый (доклад. - З.А.) чуть побольше - минут 15, - ответил Аскаров, передавая слово Жанар ДЖАНДОСОВОЙ, руководителю цент­ра исследований “Сандж”.
- Да? - удивилась докладчица и по-женски воскликнула: - Как мило!

В самом ее выступлении, увы, ничего “милого” не прозвучало. Скорее наоборот. Так, выяс­нилось, что индекс восприятия коррупции (CPI) для Казахстана оставляет желать лучшего.
- Мы сейчас находимся на 120-м месте. В компании Бангладеша, Эквадора, Эфиопии, Гватемалы, Ирана, Монголии, Мозамбика, Соломоновых островов. Не очень приятное соседство, согласна. Программа по противодействию коррупции предлагает нам занять место не ниже 90-го. То есть с 91-го по 86-е. Там уже находятся Болгария, Ямайка, Панама, Сербия, Шри-Ланка, Босния, Либерия, Тринидад и Тобаго, Замбия.
- Еще лучше, - вздохнул кто-то в зале...
- Ну, по крайней мере, повыше, - отметила Джандосова. И посоветовала обратиться к примерам Турции и Грузии, которые за несколько лет смогли виртуозно улучшить свои показатели. Есть такой индекс, который подсчитывает свободу слова. Из приведенных стран самая низкая свобода слова и СМИ в Казахстане.
- Неправда... - раздался голос Толегена ЖУКЕЕВА.
- Ну Узбекистана нет в рейтинге, - аккуратно возразила Джандосова.

Юрист Сергей УТКИН (на снимке) предложил маленькую революцию в судебной сис­теме:
- Все знают, что судья - тот же солдат. Жесткое подчинение. На законодательном уровне это не так четко видно. В принципе, есть маленькие подвижки по лишению каких-то полномочий председателей судов. Несколько лет назад лишили председателей права распределять дела: существуют любимчики судейского начальства: они бабки рубят - председателю отдают. А нелюбимые судьи занимаются делами, где денег никаких нет - одни проблемы. Хочу вас разуверить: никакая компьютерная программа до сих пор де-факто не распределяет дела. Много раз я предлагал избирать председателей сроком на один год без права переизбираться. Тогда каждый председатель суда будет понимать: он не может ни на кого давить - ведь через год будет опять рядовым судьей.
Мало того, Уткин уверен: необходимо открыть доступ к данным о работе судейского корпуса, дав независимым экспертам право оценивать работу каждого отдельного судьи.
Судя по всему, этими новациями серьезно заинтересовался Ораз Жандосов: он постоянно задавал уточняющие вопросы и живо кивал головой. Сам Ораз Алиевич, выступавший вслед за юристом, сделал анализ программы по противодействию коррупции, особо остановившись на ее 25-м пункте:
- “Поощрение журналистов, оказывающих содействие в противодействии коррупции”. Но в графе “Бюджетные средства” там стоит 0. Как можно поощрить содействие, не выделяя ни одного тенге, я, например, не понимаю.
- Поцеловать? - предположил кто-то, пресекая своей репликой развитие темы...
Глава фонда “Ар.Рух.Хак” Бахыт­жан ТОРЕ­ГОЖИНА (на снимке) звонко засмеялась. Ей тоже предстояло выступать. ...Словом, два часа, на которые у организаторов нашлись деньги за аренду зала, пролетели весело, как говорится, с шутками-прибаутками. Правда, выступить успели не все. Впрочем, всех, кто не получил слова, обещали учесть в итоговых рекомендациях, которые потом направят в правительство.

В принципе, за них можно было бы порадоваться, но... Та же Жанар Джандосова привела весьма невеселую статистику: согласно опросам общественного мнения, лишь 4% казахстанцев ненавидят коррупцию так, что даже кушать не могут.
А теперь вопрос на засыпку: хотя бы один человек из этих четырех процентов занимает мало-мальски ответственный пост в этом самом правительстве?
Что ж, вопрос, конечно, интересный...

Зарина АХМАТОВА, фото Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть