6809

Горе люковое

В Усть-Каменогорске родственники год искали пропавшего пенсионера, а им представили его тело. Оно было обнаружено на дне заброшенного колодца: мужчина упал с шестиметровой высоты в распахнутый люк. Близкие погибшего подали в суд на акимат и коммунальные службы.

Вечером 29 августа 2009 года 71-летний Виктор БАЙДИН отправился в гости к своей дочери Вере ОСТРОВОЙ. Но она в тот вечер так и не дождалась своего отца.
- В девять часов утра 30 августа заявление о пропаже отца лежало в управлении внутренних дел. Начались поиски. Год для меня прошел как в тумане, - вспоминает женщина. - Все это время я была уверена: отец жив, я должна его разыскать. Я обошла, наверное, не меньше пятидесяти всевозможных гадалок. Хорошо запомнила предсказание одной: ищи отца рядом с мостом. Думала: может быть, он потерял память и прибился к компании бродяг?
Правда оказалась куда страшнее. В начале октября 2010 года полицейские сообщили Вере Островой, что нашли ее отца. Вернее, то, что от него осталось.
О кошмарной находке в неприметном люке колодца у нового моста через Ульбу сообщили работники ГКП “Өскемен Водоканал”, проверявшие трубы.
- Мне до сих пор страшно вспоминать, - плачет женщина. - На дне колодца лежала мумия - иссохшее тело папы. Судмедэксперты потом установили: он упал в открытый люк колодца и очень сильно ударился головой. Несмертельно, после падения он был еще жив, но получил серьезные травмы. Возможно, он звал на помощь, пытался выбраться... Но шесть метров глубины!..
Известного столяра хоронили всем миром: Виктор Николаевич не дожил год до золотой свадьбы с любимой супругой. Кто бы мог предположить, что последние дни своей жизни этот сильный, вынос­ливый мужчина проведет на дне колодца... Экспертиза установила, что в момент трагедии Виктор Байдин был трезв.
- Вскоре после того как обнаружили тело отца, этот колодец был закрыт огромной бетонной плитой. Но почему этого не сделали раньше?! Я твердо решила найти ответственных за гибель отца, - рассказывает Вера Островая, - и подала в суд на городской акимат, “Водоканал” и “Тепловые сети”.

В суде представители горакимата и коммунальщики отвергли обвинения истца: мол, колодец принадлежал в тот момент приказавшему долго жить заводу пневмоавтоматики.
“На момент передачи водопровода и канализации с баланса АО “Усть-Каменогорский завод пневмоавтоматики” на баланс ГКП “Өскемен Водоканал” подземное сооружение было разукомплектовано и не действовало, в связи с чем не было передано на баланс ГКП “Өскемен Водоканал”, а значит, по-прежнему числилось на балансе указанного предприятия”, - пояснили в суде представители горакимата А. ЕРМЕКПАЕВА и Ш. ЕРУБАЕВА, добавив, что акимат не принимал мер для постановки колодца на учет как бесхозного.
Доводы госмужей и коммунальщиков служители Фемиды посчитали резонными, и в результате городской суд отказал Вере Островой в удовлетворении иска.
- Конечно, это ужасная смерть, страшная трагедия для семьи, - говорит пресс-секретарь акима Усть-Каменогорска Гульфариза РАМАЗАНОВА. - Но обвинять в этом городскую власть ни к чему. Виной всему - обычные воры, которые крадут крышки от люков.

- Но почему бесхозным люком никто не занимался? Кто должен отвечать за передачу таких люков в коммунальную собственность?
- Я думаю, это должны выяснять в суде.

- Сколько вообще в городе колодцев?
- Назвать точное число не представляется возможным. Они находятся в собственности разных предприятий. Если количество люков “Водоканала” или горакимата мы можем назвать, то число колодцев, используемых “Казахтелекомом”, - нет. У них ведь правительственная связь, секретность. Поэтому иногда получается, что люди обнаруживают колодцы, даже не обозначенные на карте.

- Что предпринимает городской акимат, чтобы не допус­тить повторения случая, который произошел с Виктором Байдиным?
- В первую очередь спасти человека в такой ситуации может наша с вами сознательность. Увидели открытый люк - не поленитесь, сообщите хотя бы в городской акимат. Мы примем меры. А борьба с воришками у нас проводится по­стоянно: управление внутренних дел взяло на особый контроль такие преступления. Вот недавно закрыли около восьми пунктов приема цветного лома. Заставляем владельцев действующих не покупать крышки. Но злоумышленники стали хитрее: ворованные крышки перед сдачей бьют на несколько частей...

В “Өскемен Водоканале” проблему открытых колодцев признают и даже называют ее весьма серьезной.
- На нашем балансе более 11 тысяч колодцев, и сотрудники предприятия просто физически не могут уследить за бесхозными объектами. К тому же подобные рейды даже не заложены в существующий тариф, - рассказала начальник производственно-технического отдела ГКП “Өскемен Водоканал” Наталья ДРОЖДИНА. - Пока колодец не передан в нашу собственность, он считается бесхозным. Значит, за него никто ответственности не несет. Точное количество таких колодцев вам вряд ли кто-то назовет. Что же касается открытых колодцев, находящихся в нашем ведении, то их примерно 200, хотя еще недавно было около 600. Мы всеми силами стараемся сократить это количество, экстренно реагируем на обращения горожан. Есть определенный помесячный график обхода колодцев, закрываем открытые бетонными плитами. Ставим предупредительные таблички или какими-то другими подручными средствами обозначаем открытый колодец - чтобы люди за несколько метров видели опасный люк. Но мы не в состоянии приставить к каж­дому колодцу охранника! А крышки по-прежнему представляют интерес для воров. Не увенчалась успехом идея установки заслонок, не содержащих металла, - их все равно крадут.

Вера Островая считает: смерть ее отца - не трагичес­кая случайность, а следствие чьей-то безответственности. И собирается доказывать свою правоту в вышестоящих судебных инстанциях:
- Проблема существует давно, но никто не спешит ее решать. А все объяснения типа “никто не виноват”, “виновных не найти” - чис­той воды цинизм. Мой отец погиб, и виновный должен быть наказан!
В 2010 году похожая трагедия произошла в семье РАХИМОВЫХ: пенсионер Аманшайык РАХИМОВ погиб в колодце неподалеку от главного корпуса ВКГТУ, возвращаясь утром домой. Уже через пару дней люк, ставший местом гибели пожилого человека, закрыли бетонной плитой. Тогда сын погибшего Даулен РАХИМОВ также пытался доказать, что в смерти его отца есть ответственность и городской власти. Увы, безуспешно...

Евгений ФОМИНЫХ, фото Василия СТАРИКОВСКОГО, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть