Монополия на небо
На этой неделе информационное пространство страны будоражила одна новость об авиации за другой. Сначала в авиакомпании Scat заявили, что власти эмирата Дубай (ОАЭ) запретили туда летать нашим авиаторам. Потом “порадовал” Евросоюз: 37 авиакомпаний Казахстана снова оказались в черном списке Европы.
Скандал с запретом нашим авиакомпаниям летать в Дубай случился не впервые. Раньше туда летала “Эйр Астана”. Однако осенью 2010 года представители нацперевозчика неожиданно закрыли маршрут “по не зависящим от авиакомпании обстоятельствам в связи с ограничениями авиационных властей эмирата Дубай”.
Как выяснилось, власти Дубая выкатили Казахстану “симметричный” ответ после того, как наши чиновники не пустили на казахстанский рынок авиакомпанию Fly Dubai. Появление в казахстанском небе нового игрока было бы выгодно всем - аэропортам, пассажирам. Но только не “Эйр Астане” - Fly Dubai, известная дешевизной своих услуг, стала бы для нашего авиамонополиста серьезным конкурентом.
А осенью 2011 года власти Дубая дали зеленый свет шымкентской авиакомпании Scat. Вот только счастье было недолгим: на днях Scat выписали тормоза.
В общем-то, большинство международных рейсов, связывающих Казахстан с остальным миром, выполняется на основе договора или меморандума о взаимопонимании. Как правило, эти документы оговаривают, что авиакомпании двух стран должны выполнять одинаковое количество рейсов, перевозя равное число пассажиров. Однако во многих странах уже давно отказались от подобной практики, ограничивающей развитие конкуренции. К примеру, договор об “открытом небе” действует в Европе и США. Многие страны, привлекательные для туристов, тоже не боятся “перенаселенности” своего неба: они не ограничивают число иностранных перевозчиков, развитие туризма для них важнее, чем шкурные интересы отечественных авиакомпаний. У нас же с высоких трибун регулярно доносятся пожелания о поддержке туристической отрасли, а вот на деле...
Между тем 3 апреля 2012 года Евросоюз вновь опубликовал перечень авиакомпаний, которым запрещен полет в Европу. В этом черном списке 37 (!) наших названий. Кстати, в середине 2009 года авиавласти Старого Света уже подрезали крылья нашим авиаторам. Одной только “Эйр Астане” разрешили летать дальше, но запретили увеличивать и открывать новые рейсы в ЕС.
По признанию прежнего руководителя КГА Радильбека АДИМОЛДЫ, тогда ситуация была критической.
За прошедшие два с лишним года мы вроде бы и закон об авиации свежий приняли, и новых специалистов подготовили, и число авиакомпаний сократили, а итог тот же - черный список. Для всех, кроме “Эйр Астаны”. Кстати, в сети попал и “Беркут Эйр”. А авиакомпания РГП “Беркут”, которая перевозит премьер-министра страны, в этом списке не оказалась.
Между тем нам кажется очевидным, почему Казахстан из года в год включают в бан-лист на полеты в Старый Свет. Наши авиавласти уже не раз отказывали европейским авиакомпаниям в открытии новых рейсов в Астану и Алматы (по аналогии с Fly Dubai) - достаточно вспомнить скандал с запретом новых рейсов “Чешских авиалиний”. Вот и решила матушка-Европа в отместку не пускать к себе наших перевозчиков. И кто первый даст слабину - Евросоюз или Казахстан - вопрос открытый. А пока нашим чиновникам, видимо, не указ даже глава государства, который ровно год назад распорядился открывать новые маршруты в пределах 7 часов полета из Астаны.
Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Виктор БУРДИН