6429

Между диктаторами и исламом

Экспорт либеральной демократии в мусульманские страны может стать тяжелейшей ошибкой в современной политике США и Европы

Тот, кто сегодня проявляет сомнения по поводу необходимости того, чтобы Европа и Соединенные Штаты способствовали падению Башара АСАДА в Сирии, рискует прослыть провокатором. Подобные сомнения выходят за рамки политической корректности, и известно, что эти рамки - довольно определенные. Беда тому, кто их нарушает, результатом будет политическое и культурное отторжение. Сирийский президент - безжалостный диктатор, который не останавливается перед убийством своих сограждан, лишь бы удержаться у власти. Следовательно, Запад должен внести свой вклад, чтобы демократия восторжествовала везде, где только возможно.

Согласен, есть такие исключения, как Китай, но в этот момент мы имеем дело с рождающейся супердержавой (более того, она уже родилась), которая в состоянии сыграть злую шутку с рынком, используя свою экономическую мощь. Так что лучше быть более осторожными. Но вопрос Сирии - это другой вопрос. Конечно, это важная страна, но страна маленькая, к тому же расположенная в географической зоне, которая подвержена непрямому политическому и прямому военному вмешательству, было бы желание вмешаться.
Те, кто питал сомнения по поводу так называемой “арабской весны”, до недавнего времени рисковал изоляцией. Потом оказалось, что цена изгнания диктаторов слишком высока. Исламский радикализм держался там под контролем в течение десятилетий, теперь он окреп. В Египте он требует власти, что соответствует его триумфу на выборах. Не будем упоминать о западном военном вмешательстве в Ливии, где до сих пор непонятно, кто правит в настоящий момент.

Может показаться циничным это мое рассуждение. Каждый народ имеет право выбирать то правительство, которое он хочет, а если он желает более-менее радикальное исламское правительство, то дадим ему дорогу. Главное, чтобы выборы были свободными.
Но проблема заключается в том, что Запад намерен “экспортировать” либеральную демократию, только потом отдавая себе отчет, что это не происходит автоматически в политическом и культурном аспектах, которые имеют тысячелетние традиции, зачастую прямо противоположные демократии. Трудно предположить, что исламские правительства будут поддерживать добрососедские отношения, ограничившись применением законов Корана только на своих территориях. Ислам стремится к распространению, используя для этого массу иммигрантов, присутствующих в западных странах.
Трудновато поддерживать хорошие отношения даже с исламскими правительствами, официально считающимися умеренными, как, например, турецкое. Отменив на практике, если не в теории, наследие АТАТЮРКА (Кемаль, основатель современной светской Турции. - Ред.) Стамбул сегодня позиционирует себя как центр притяжения для всех стран, которые раньше входили в состав распавшейся Оттоманской империи. Хотя об этом много не распространяются, турецкое влияние очень сильно в Боснии и Албании, а к общим исламским корням в этом случае взывают без колебаний.

Самюэль ХАНТИНГТОН (американский политолог. - Ред.) в книге “Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка” (1996 г.) писал: “Причины возобновления конфликта между исламом и Западом кроются в двух фундаментальных областях: власти и культуре. Кто здесь командует? Этот фундаментальный политический вопрос, поставленный в свое время Лениным, лежит в основе спора между исламом и Западом. Тем не менее к этому добавляется еще один элемент конфликта, который Ленин счел бы несущественным, - конфликт между различным восприятием добра и зла, а следовательно, между правдой и ложью. До тех пор, пока ислам остается исламом (а он таким останется), а Запад остается Западом (нельзя сказать с уверенностью, что он таким останется), глубинный конфликт между двумя великими цивилизациями и стилями жизни будет продолжать характеризовать и в будущем их взаимоотношения, как это было на протяжении четырнадцати веков”.
В этой ситуации претензии на экспорт демократии представляют собой тяжелейшую ошибку. Ясна стратегия, практикуемая нынешней администрацией США, воодушевляемая скорее благими намерениями, чем необходимым политическим реализмом.

Микеле МАРСОНЕТ, проректор по международным связям университета Генуи, Италия, inoСМИ.ru

А тем временем

Квалификация карикатур

Тунисский суд приговорил к семи годам тюрьмы двух молодых людей (одного из них - заочно) за публикацию карикатур на пророка Мухаммеда в социальной сети Facebook, сообщило министерство юстиции страны.
Осужденные опубликовали рисунок, изображавший создателя ислама в обнаженном виде, а также другие карикатуры на высокопоставленных тунисских чиновников, заявили представители минюста. Правоохранительные органы Туниса квалифицировали публикацию карикатур на пророка Мухаммеда как подрыв морали, нарушение общественного порядка и оскорбление.
Оба осужденных - биотехнолог Рази БЕДЖИ и преподаватель английского языка Джабер МЕДЖРИ - из города Махдия, в 200 км к югу от столицы Туниса. Меджри попал в тюрьму, Беджи успел покинуть Тунис и перебраться в Грецию. Он подал прошение о предоставлении ему политического убежища в этой стране.
Осужденные опубликовали в Интернете не только карикатуры, но и книги с критикой в адрес ислама. Беджи написал на арабском книгу “Иллюзия ислама”, а Меджри - автор “Темной страны” (написано на английском языке). В этих публикациях и содержались злополучные рисунки.
Кстати, количество подобных судебных процессов в Тунисе по обвинению в подрыве моральных устоев значительно увеличилось после избрания депутатов парламента, большинство из которых составили представители исламистской партии “Ан-Нахда”.

NEWSru.com

Поделиться
Класснуть

Свежее