10313

Склад ума

В 16 лет Данияр КАМЕНОВ добился мирового признания, а сегодня гениальный математик работает на благо Казахстана

Хоть мы и жалуемся на нашу систему образования, утечку мозгов и отсутствие стимулов для молодых ученых, но в то же время с гордостью восклицаем: “Ай да умницы!”, когда приходят вести о победах наших школьников и студентов на международных интеллектуальных конкурсах. Юных дарований у нас предостаточно - вопрос в том, насколько они востребованы в родной стране и сумеют ли себя здесь реализовать. “Талантливая молодежь - это интеллектуальный потенциал страны”, - говорит президент Н. Назарбаев. Только используя этот потенциал в полной мере, мы сможем совершить настоящий инновационный прорыв и выйти на новый уровень.

Данияру Каменову было всего 16 лет, когда его признало мировое математическое сообщество. В 2000 году казахстанскому юноше удалось найти решение уравнения, которое не давалось математикам почти 30 лет. Страсть к исследовательской работе не покидает Данияра и сейчас. А применение своему математическому таланту он нашел... в финансовой сфере. Мы встретились с повзрослевшим вундеркиндом в Bank RBK, где он сейчас работает.

- Данияр, расскажите, какой ценой вам, тогда еще школьнику, дался ваш первый триумф?
- Началось все с того, что родители определили меня в специализированный технический лицей. Начиная с 9-го класса я принимал участие в региональных, республиканских олимпиадах. Мне удавалось побеждать, занимать первые места, и с того момента я почувствовал интерес к исследовательской системной работе. В 11-м классе мы каждый день, круглый год, без каникул и выходных, до 9, до 11 часов вечера сидели, готовились, решали. В нашем распоряжении была специальная литература, в том числе уважаемый в физико-математических кругах журнал “Квант”. В то время я им просто зачитывался! И однажды в одной из рубрик наткнулся на уравнение Уолтера Яноуса. В журнале было показано решение некоторых частных случаев этого уравнения, и читателям предлагалось подумать над общим решением, для общего случая. Осенью я взялся за работу над этой теоремой и где-то через полгода, к марту, получил результат.

- Целых полгода на решение одного уравнения?
- Да, чуть меньше. Сама задача была предложена еще в 1970-х годах австрийским математиком Яноусом, а опубликована в журнале “Квант” в 1997 году. И частные решения для пяти переменных к тому времени уже были найдены в разных странах разными людьми. Причем доказательство даже для пяти переменных занимало больше 10 листов. А дальше был тупик. Мы нашли решение для любого количества переменных - то, что и требовалось. Отослали в журнал “Квант”, а затем началось продвижение моей научной работы: ее представили в Малой Академии наук Республики Казахстан, затем от Казахстана подали заявку на международную выставку достижений в области науки. Там было более 1200 участников, и комиссия, которая знакомилась с результатами исследований, мое решение признала верным. В 2001 году я получил письмо от автора уравнения - самого Уолтера Яноуса. Он попросил прислать ему мой вариант решения, я отослал и получил ответ с благодарностью ученого.

- Таких людей, склонных к анализу и исследовательской работе, сегодня мало - уж слишком трудоемкий этот путь...
- Сейчас многие говорят, что им скучно анализировать, вникать в суть, больше внимания они предпочитают уделять общению. Не знаю. У меня не так. Мне нравится исследовать, анализировать, разбираться в деталях, получать конкретный результат.

- Вы окончили лицей, уже снискав известность в мировых математических кругах. Получается, что ваше будущее было уже предопределено?
- Я никогда не считал, что у меня есть какая-то известность и слава. Моя научная работа - это очень узкое направление в математике, и практического применения этому доказательству, по сути, нет. Так что я большого значения этому событию не придавал. Сразу после того, как удалось решить уравнение Яноуса, я получил несколько предложений продолжить обучение математике от российских вузов - двух московских, одного из Санкт-Петербурга, нескольких сибирских, но я не хотел ехать в Россию или куда-то еще. Благодаря поездке на международный научный форум я увидел мир, пообщался с людьми и... понял, как много еще на свете интересных вещей помимо математики. Наверное, поэтому я всерьез заинтересовался темой международных отношений и по окончании лицея поступил в один из вузов Алматы по этой специальности. Но затем моя предрасположенность к исследованиям и анализу одержала верх, и я стал искать такую работу, где мог бы применить свои знания и навыки. Я попробовал себя в качестве банковского риск-аналитика.

- Что это за профессия? Для человека, не сведущего в банковской работе, определение малопонятное.
- Риск-аналитика в области кредитования - это новое направление и для Казахстана, и для всего мира. Она зародилась в Европе в середине 1990-х, а к нам пришла в начале 2000-х и стала актуальной, востребованной около пяти лет назад. Можно сказать, что я начинал осваивать эту специальность с нуля, ведь тогда, пять лет назад, это направление было новым не только для меня. Раньше не было полного понимания необходимости использования этого банковского инструмента, но сейчас все изменилось. Сейчас в Bank RBK я занимаюсь оценкой вероятностей возврата, погашения займа, который берет заемщик. Наличие такой информации помогает банку принимать обоснованное решение. Раньше тоже выдавали кредиты, но мировая практика показала, что любой банк может оказаться на грани дефолта, если не принимать во внимание данные таких исследований.

- Получается, что вы и есть тот самый таинственный человек, к которому кредитные менеджеры отсылают на рассмотрение заявки на кредит?
- В принципе, да. Мы разрабатываем и постоянно совершенствуем компьютерную программу, которая просматривает всю присланную информацию по заемщику и выдает свое решение. Там человек не участвует, все объективно, и это также помогает снижению рисков.
Я недавно присоединился к команде Bank RBK, нас ждет много интересной работы. Цель - чтобы у банка всегда был чистый кредитный портфель. Я, как и любой член команды, хочу, чтобы наш банк стал одним из самых успешных банков второго уровня, и приложу к этому все силы на своем рабочем месте.

- Вы анализируете банковские риски и занимаетесь этим не первый год. Как вы считаете, можем ли мы, рядовые казахстанцы, в полной мере доверять отечественной банковской системе?
- Да, вполне. Конечно, с оглядкой на то, что происходит в мировом финансовом секторе. Наша финансовая система развивается более-менее стабильно, Нацбанк страны все контролирует. Были какие-то пробелы, но теперь ситуация достаточно стабильная.

- Скажите, вы считаете себя успешным человеком?
- Каждому нужно что-то свое, чтобы считать себя успешным и быть таковым.

- Лично вам что нужно для этого?
- Мне? Ничего не нужно. У меня и так все есть. Просто следует понимать, что мысли, которые зарождаются в нашей голове, иногда могут являться препятствиями на пути к успеху. Ты говоришь себе, что тебе не хватает того, не хватает сего, но на самом деле это может быть всего лишь какая-то абстракция, фантазия. Человеку не так уж много и нужно, чтобы быть счастливым. У меня есть семья, растет сын, есть интересная работа. Можно сказать, что я дышу полной грудью и живу полной жизнью. Все это вместе и есть настоящий успех.

Нурболат ТЛЕУЛИН

Поделиться
Класснуть