Волшебники страны 03
Когда родители вернулись домой, 19-летняя Ажар лежала в бане без сознания. Мать бросилась звонить в скорую. Вызывала несколько раз, кричала, требовала, умоляла. А потом родственники стали сами судорожно искать машину по соседям и друзьям, чтобы отвезти Ажар в ближайшую алматинскую больницу. “Неотложка” к ним так и не приехала...
Вечером злополучного дня 18 марта 2012 года Ажар (имя изменено по этическим соображениям) была у родителей в Ремизовке, что в нескольких километрах от Алматы. Дома никого не было, и девушка решила попариться в баньке одна. Пока собиралась, вдруг отключили свет. У привычных к этому делу родителей на такой случай стоял бензиновый электрогенератор. Ажар запустила машину в предбаннике, электричество появилось, и она беззаботно пошла мыться.
Когда мать вернулась домой, то увидела дочь лежащей без сознания на полу предбанника. В помещении стоял смрад угарного газа, выделяемого работающим генератором. Позже врачи скажут, что достаточно двух-трех вдохов, чтобы отравляющее вещество попало в легкие и человек отключился. Мать потрогала Ажар - та была теплой.
Ажар погрузили и повезли в больницу сами родственники. Единственное, чем смогли помочь диспетчеры скорой, - подсказали, где находится ближайшая клиника. Оказалось, это 5-я городская алматинская больница, что на проспекте Достык.
С момента обнаружения девушки и до приезда в больницу прошло не менее 45 минут.
Поиск нужного въезда в стационар тоже занял некоторое время. А тут уже выбежали доктора и пытались оказать Ажар первую помощь.
Через несколько минут больную привезли в приемный покой. Врачи говорят, она была в состоянии клинической смерти, признаков жизни не подавала.
Доктора начали реанимацию. Ажар тут же подключили к аппарату искусственной вентиляции легких, стали делать закрытый массаж сердца, внутрисердечно сделали уколы адреналина. В течение 40 минут врачи делали все, что было в их силах, для спасения девушки. Но... вскоре им пришлось констатировать смерть Ажар.
Выяснить, скорая какого населенного пункта отвечала на вызов родителей Ажар, оказалось невозможно. Известно лишь, что де-юре Ремизовка относится к Талгарскому району Алматинской области, де-факто это близкий пригород Алматы. Несомненно одно: алматинские фельдшера отказываются обслуживать больных, которые живут в непосредственной близости от города.
- Если вызывают на городской адрес - наша “скорая” поедет, если в Талгарский район - нет, - заявил замглавврача алматинской скорой помощи Нуржан ЖАКИШБАЕВ.
- Но почему, если пациенты физически ближе к алматинской скорой, а не к вашим коллегам из области?
- Да, жители ближайших населенных пунктов хотят относиться к городу. Они говорят: вот, мол, город через дорогу, вы там людей обслуживаете, а нас - нет. Но это от нас не зависит. Это решается на уровне министерства или акимата. То же самое может быть и у полицейских, и у пожарных.
В талгарской скорой нам объяснили, почему их городские коллеги не обслуживают больных из области.
- Мы неоднократно выходили на управление здравоохранения Алматы с тем, чтобы городская скорая обслуживала близлежащее к мегаполису населенные пункты, - говорит замглавврача талгарской скорой помощи Гульнар ЖАКУПОВА. - Был дан официальный ответ: нам предложили участвовать в тендере горздрава на оказание гарантированных бесплатных медуслуг. Иными словами, нам предложили, чтобы Алматинская область платила горздраву за обслуживание областных больных. Но министр здравоохранения правильно говорит: наше население не должно делиться на село и город, любой больной должен быть обслужен теми врачами, которые ближе всего к нему находятся.
Гульнар Кенесовна также объяснила, что врачам Талгарского района тяжело ездить в Ремизовку.
- Ремизовка, можно сказать, - почти Алматы. Но ее медицинское обслуживание привязано к амбулатории, что в поселке Бесагаш. Последний находится по Талгарской трассе, на 7-м километре. Здесь - пост скорой помощи, одна-единственная машина (!). И добраться до Ремизовки из Бесагаша архисложно из-за пробок и большого расстояния. Население только одного Бесагаша - 20 тыс. человек. Мы не отказываем в обслуживании пациентам из Ремизовки. Бросаем 20-тысячное население и выезжаем. Но другое дело - успеваем или нет.
Вот так чиновники от здравоохранения “удачно” распределяют население. В случае с Ажар, конечно, судмедэкспертам еще предстоит узнать, когда именно наступила смерть девушки и можно ли было ее спасти, если бы “скорая” приехала немедленно. Однако случай этот не единственный. Еще прошлым летом мы писали, как парня, у которого случилось кровоизлияние в мозг, долго мурыжили городские и областные эскулапы, и в итоге он умер (см. “Цена жизни - прописка”, “Время” от 16.8.2011 г.). Какие еще страшные примеры нужны нашим чиновникам и врачам, чтобы понять, что жизнь человека не стоит никаких споров из-за финансирования?
Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
P.S. Когда номер был готов к печати, нам удалось связаться с замглавврача скорой Талгарского района Кайратом ИСАБАЕВЫМ. Он сообщил, что вызов от родителей Ажар не поступал к ним на станцию. Но это, по словам Кайрата Каримовича, не отменяет проблему медицинского обслуживания жителей Ремизовки. “Пока “скорая” приехала бы туда из Талгара, больной сто раз бы умер”, - сказал он.
На алматинской станции скорой помощи категорически отказались сообщать, поступал ли вызов. Видимо, теперь компетентным органам придется разбираться, кто именно из врачей и почему не приехал вовремя спасать девушку.

Виктор БУРДИН