Миранда и Касымов
13 июля 1966 года в Верховном суде США было оглашено решение по делу “Эрнесто МИРАНДА против штата Аризона”. Миранда был преступником-рецидивистом, но суд счел, что при очередном задержании полиция нарушила его гражданские права. С тех пор в Америке действует так называемое “правило Миранда”, согласно которому полицейские при задержании подозреваемого произносят всем известную по фильмам фразу: “Вы имеете право хранить молчание. Все, что вы скажете, может и будет использовано против вас в суде...”.
В демократическом Казахстане любой гражданин, которого задерживает полиция, также имеет полное право хранить молчание. Но воспользоваться этим правом часто не имеет возможности. А потому высказывает вслух изобличающие себя слова, не задумываясь о последствиях в суде. Трудно сдержать язык, когда заламывают руки и больно кладут лицом в асфальт. Тем более что стражи порядка сразу начинают бить по ребрам, не удосужившись перед тем напомнить о праве хранить молчание.
Скоро с этим будет покончено. Как сообщил начальник юридического департамента МВД Шынтас МАНКЕШОВ, подготовлен проект нового закона “Об органах внутренних дел Республики Казахстан”, который предусматривает “обязательные для сотрудников полиции стандарты поведения”. В частности, говорит он, “новый акт обязывает должностное лицо быть вежливым и корректным во взаимоотношениях с гражданами”.
Хороший, видимо, акт. А то ведь бывает, что некоторые нынешние полицейские откровенно хамят гражданам. Иногда они убивают мирных граждан. Пытают их до смерти. Насилуют. Торгуют наркотиками. Вымогают взятки. Шастают в непотребном виде в общественных местах... А все почему? А потому, что у них не было стандартов поведения.
Впрочем, главный юрист МВД уточняет, что они как бы были, но “в различных ведомственных нормативных актах” и потому большинством людей в погонах “воспринимались зачастую как пожелания”.
Итак, о необходимости “быть примером справедливости, скромности, уметь вести себя среди людей” говорил глава государства, выработавший восемь этических норм для госслужащих. Для министра внутренних дел Калмуханбета КАСЫМОВА и его подчиненных это всего лишь пожелания?
Подобные требования присутствуют в действующем Законе “О государственной службе”. Этот закон необязателен к исполнению для МВД?
Тому же посвящено большинство разделов Кодекса чести государственных служащих. У полицейских другие представления о чести?
Да и в самом МВД еще никто не отменял приказ министра от 2003 года, в котором изложены правила этики для сотрудников дорожной полиции. Там ведь были расписаны все стандарты поведения. Один из них не забуду никогда: “Иметь опрятный вид, не сутулиться, держать плечи развернутыми, голову поднятой так, чтобы линия лоб-подбородок была вертикальной к земле”. Или этот: “Кашлять, чихать и сморкаться необходимо по возможности бесшумно и незаметно, используя носовой платок”. Или этот: “Без надобности не употреблять пространные слова или узконаучные термины”.
Правда, для общественности осталось загадкой, почему приказ министра требует, чтобы полицейский при каждом удобном случае говорил: “Извините, что перебиваю, но я бы хотел добавить...”. Многие высказывали догадку, что эта фраза предназначена для внутреннего употребления в системе МВД, когда младший по должности докладывает старшему финансовые результаты дежурных суток.
И вот все эти замечательные стандарты забыты. А от новых пахнет низкопоклонством перед Западом. По словам начальника юрдепартамента МВД Манкешова, скоро каждому задержанному гражданину “сотрудники полиции обязаны сразу же разъяснить, что он имеет право не свидетельствовать против себя и своих близких, а также на телефонный звонок и адвоката”.
И разумеется, заломив вам руки, положив лицом в асфальт и стукнув дубинкой по ребрам, полицейский вам напомнит о праве хранить молчание. В наших условиях это будет выражено фразой: “Молчать, сука!”. Требуйте, чтобы эти слова внесли в протокол.
Сапа МЕКЕБАЕВ, sapa@time.kz

