11471

В Петропавловске весенний призыв в армию - под угрозой срыва

Страшную военную тайну раскрыл газете “Время” старший помощник начальника отдела департамента по делам обороны Северо-Казахстанской области Иосиф МАРЦИНКЕВИЧ. Весенний призыв в армию в Петропавловске под угрозой срыва, а три сотни призывников не смогут попасть на срочную военную службу. 1 апреля в Петропавловске… закрывают городской военкомат!

Деятельность отдела по делам обороны города Петропавловска будет приостановлена вступившим в силу решением военного суда Костанайского гарнизона. Закрывают военкомат накануне призыва потому, что в Министерстве обороны Казахстана нет денег ни на его ремонт, ни на приобретение для него в городе другого помещения.
- Еще в апреле 2010 года военная прокуратура Петропавловского гарнизона совместно с местными пожарными провела проверку пяти зданий, в которых размещен горвоенкомат, обратилась с иском в военный суд Костанайского гарнизона о приостановлении его деятельности, и суд иск удовлетворил, - поведал о начале этой скандальной истории Иосиф Марцинкевич. - Было выявлено огромное количество нарушений противопожарной безопасности и прочих недос­татков. Например, в военкомате нет ни водопровода, ни туалета в здании. Мы, в свою очередь, обратились с ходатайством об отсрочке на один год исполнения этого решения суда, и нам пошли навстречу. За это время мы своими силами смогли устранить лишь малую часть нарушений и снова добились отсрочки на один год. Но больше по закону нам такой отсрочки суд предоставить не может, и с 1 апреля военкомат должен быть закрыт. Между тем 2 апреля у нас должна начать работу призывная комиссия, но что теперь будет с призывом, не знает никто…
Проблема с военкоматом в Петропавловске старая, как сами здания, в которых он расположен. С 1890 года здесь был военный городок царской армии с казармами, конюшнями, штабом и жилыми домами. С началом советской власти там размещался сборный пункт, а в Великую Отечественную войну именно отсюда отправлялись войска на фронт. Потом от всего комп­лекса построек осталось только пять деревянных одноэтажных зданий, в которых был расположен военкомат, и впоследствии им был присвоен статус памятника архитектуры.
- Из-за особого статуса ремонт там могут производить специально уполномоченные на это строительные организации. А только на изготовление проектно-сметной документации для этого, не считая стоимости самих работ, требуется 11 миллионов тенге, которых попросту нет в Министерстве обороны, - сетует Иосиф Марцинкевич. - Мы обращались в акиматы города и области с просьбами о помощи в решении этой проблемы. Здания военкомата находятся на балансе Министерства обороны, но как памятники архитектуры входят и в сферу интересов местного управления культуры, которое ими заниматься совсем не хочет. В конце концов областной акимат ответил, что в муниципальной собственности нет зданий, отвечающих необходимым для размещения городского военкомата требованиям, и тоже устранился от решения проб­лемы. Можно, конечно, приобрести здание у частной фирмы, но таких денег в Министерстве обороны тем более нет.

Призыв в армию - только часть деятельности областного департамента по делам обороны. Сам Марцинкевич ведет переписку со странами СНГ для получения справок и документов для постоянно обращающихся граж­дан. К нему идут за документами ветераны, их дети и внуки, чернобыльцы, воины-“афганцы” и военнослужащие запаса, он же постоянно общается и с журналистами, выполняя функции пресс-секретаря. Между тем в его кабинете из всей оргтехники имеется в наличии один только телефон да шариковая ручка, и такого отвратительного материально-технического обеспечения военкоматов, как сейчас, по его словам, не было никогда.
Всю свою жизнь посвятивший службе (с 1978 по 1989 год сам был военкомом Северо-Казах­станской области), 75-летний полковник запаса Марцинкевич знает, о чем говорит.
- Мы тогда в год отправляли по 8-10 тысяч призывников, за один день, бывало, больше, чем сейчас за весь призыв. Но тогда у нас хоть с транспортом проблем таких не было, - возмущается Иосиф Марцинкевич. - А сейчас на 13 районных, городской и областной военкоматы всего один автомобиль имеется, который начальника департамента возит. За все время независимости Казахстана нам так и не было поставлено ни одной единицы автотранспорта! В районах, где и идет основная работа, начальники отделов не могут из-за этого нормально работать. Ни в деревню к призывнику домой съез­дить, ни документы отвезти, ни с родителями беседу провести. Да разве это у нас одних?! Такое положение ведь во всех военкоматах страны. Какие компьютеры, о чем вы говорите?! Если они у кого и есть в кабинетах, так половина древние совершенно, а на весь областной департамент всего один факс имеется…

Возможный срыв весеннего призыва в Петропавловске хоть и самая показательная, но все же, по словам Иосифа Марцинкевича, только одна из проблем:
- Что мы будем делать 2 апреля с тремя сотнями призывников, сейчас вам не скажет никто. Никто ведь не знает, куда девать несколько десятков тысяч учетных карточек военнообязанных граж­дан и все личные дела офицеров запаса. А накопившийся со времен войны огромный архив документов, занимающий отдельное здание, куда перевозить? Помимо этого тысячи горожан каждый год выезжают за границу, им нужно сдавать свои военные билеты, справки получать, а приходить им теперь некуда будет. И эту проб­лему, как и все прочие, в Минис­терстве обороны РК тоже никто не хочет решать

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск

P.S. Начальник департамента по делам обороны Северо-Казах­станской области полковник Муратбек ЗЕЙНУЛЛИН накануне этого весеннего призыва освобожден от занимаемой должности. Ни один из встреченных мною при подготовке материала офицеров областного департамента сложившуюся ситуацию комментировать не захотел. Неофициально они признавались, что им просто нечего сказать.

Поделиться
Класснуть