Департамент нужных вещей
В четверг активисты Социалистического движения Казахстана Дмитрий ТИХОНОВ и Арман ОЖАУБАЕВ лишились своих мобильных телефонов. Да не где-нибудь, а в здании Алматинского департамента по исполнению судебных актов. Причем сотки у ребят отобрал судебный исполнитель Данияр КУАНЫШБАЕВ.
Но обо всем по порядку. В четверг к нам в редакцию позвонила член правления общественного объединения “Оставим народу жилье” Лариса БОЯР, которая сообщила, что судебные исполнители отобрали у Тихонова и Ожаубаева личные вещи в счет уплаты административного штрафа. Мы сразу же выехали в департамент по исполнению судебных актов и застали активистов сидящими в холле на первом этаже. Арман был без куртки, а Дмитрий… босиком. Оказалось, что в департамент по исполнению судебных актов их вызвали по поводу штрафов, которые они схлопотали за участие в митинге оппозиции 17 января и акции протеста возле офиса алматинского городского филиала НДП “Нур Отан” 2 марта.
- Мы с Димой пришли сюда утром, - говорит Арман Ожаубаев. - Я показал судисполнителям свой паспорт, у меня его тут же отобрали и сказали, что не отдадут, пока я не напишу то, что они хотели. Я отказался, пока не вернут документы. Паспорт мне все-таки отдали, и я написал обязательство, что готов платить штраф по мере возможности - в среднем по 2 тысячи тенге в месяц, так как сейчас не работаю. Первый взнос уже выплатил. Тут мне позвонил товарищ, я поговорил, и вдруг судисполнитель Даурен Куанышбеков вырывает у меня из рук телефон. Я хотел забрать, но он дважды очень грубо меня оттолкнул. При этом никакого протокола об изъятии не составлялось и я ничего не подписывал. Также он заявил, что в счет уплаты долга у меня должны изъять имущество. У меня ничего нет, поэтому я отдал свою куртку. Это самый настоящий гоп-стоп, говоря уличным языком!
Аналогичным образом лишился своего телефона и кроссовок Дмитрий Тихонов.
- Когда меня начали “оформлять”, я сразу объяснил, что являюсь безработным и у меня таких денег нет, - сообщил он. - Сказал, что буду каждый месяц выплачивать определенную сумму. Но судисполнителей этот вариант не устроил - они требовали всю сумму сразу. Нас с Арманом держали в разных кабинетах. Когда я зашел к нему, увидел его без куртки. Судисполнитель Куанышбаев вел себя очень агрессивно, и я, опасаясь, что у меня тоже заберут телефон, вытащил сим-карту. И не зря - сотки я лишился. Я начал возмущаться, и тогда пришла начальник отдела по взысканию административных штрафов Сандугаш НУРГАЛИЕВА. Мы рассказали ей, что произошло, но она заявила: “Да их вообще догола раздеть надо!”. Тогда я не выдержал, снял кроссовки, поставил их на стол и ушел. А когда выходил, Данияр попытался кинуть в меня кроссовкой. Но не успел - ему помешал Арман.
Дождавшись окончания обеденного перерыва, активисты вместе с журналистами и своими соратниками - Ларисой Бояр и членом ОНЖ Ержаном ЖАНАБАЕВЫМ - снова поднялись на пятый этаж, где все и происходило. Они попытались объясниться с Сандугаш Нургалиевой, но не тут-то было. Начальница заявила, что судисполнители действовали по закону. А вот активисты и журналисты, напротив, его нарушили. Правда, в чем заключается это нарушение, объяснить отказалась.
- Мы исполняем постановление специализированного межрайонного административного суда, - заявила она Арману и Дмитрию. - Акт об изъятии составлен в вашем присутствии и присутствии понятых.
- Это неправда, никакого акта и понятых не было! - возмущался Тихонов.
- Акт составлен, все законно, - стояла на своем Сандугаш Нургалиева.
- Но разве можно силой забирать телефон, да еще и толкать при этом?! - не унимался Ожаубаев.
- Никто вас не толкал, - начальница была непреклонна. - Исполняйте постановление суда... Как штраф будет оплачен, мы телефоны вернем.
С этими словами Нургалиева вышла из кабинета и исчезла из виду. Вместо нее появился дежурный судисполнитель Марат МЫРЗАБАЕВ. Он сообщил: начальник департамента Кайрат КУРМАНОВ примет активистов и журналистов и во всем разберется. Однако после 20 минут ожидания заявил, что бастыка нет на месте. “Мы же только что его видели”, - возмутились активисты. Судисполнитель замялся, но шефа не выдал. Пришлось собравшимся снова идти в кабинет к Сандугаш Нургалиевой. Тут вышла перепалка с еще одним судисполнителем. Девушка, отказавшаяся представиться, не скрывала своего раздражения.
- Ни в каком законе не сказано, что можно годами штраф выплачивать, - кипятилась она. - Они должны исполнять решение суда в течение двух месяцев.
- Вы сказали, что долг у нас будет расти! Это что, получается, вы нас на счетчик поставили? - спросили Арман и Дмитрий.
- Это санкция - 10 процентов, если своевременно не исполняете, - ответила судисполнитель.
- А телефоны? - не унимались активисты.
- Это в обеспечение иска, - стояла на своем девушка.
Через какое-то время ребятам все-таки вернули куртку и кроссовки. А вот с мобильниками вышла “засада” - дежурный судисполнитель никак не мог найти Данияра Куанышбаева - единственного, у кого есть доступ к сейфу, где лежат телефоны. В итоге активисты вызвали полицию, заявив, что у них отобрали сотки. Прибывший на место патрульный записал данные Ожаубаева и Тихонова, а появившийся чуть позже участковый увез потерпевших и Данияра Куанышбаева в УВД Медеуского района.
- У нас приняли заявления, - рассказал позже Дмитрий Тихонов. - Но и заставили написать объяснительные, потому что, как выяснилось, Куанышбеков вызвал полицию раньше нас. Он сказал, что мы якобы нарушали общественный порядок и мешали работе госучреждения. Теперь мы намерены писать жалобы на действия судисполнителей в Генеральную прокуратуру и прокуратуру города Алматы, а также в Агентство по делам госслужбы. Мы этого так не оставим!
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Комментарий в тему
Денис АЛИМБЕКОВ, председатель общественного объединения “АРД”:
- Согласно Закону “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей”, судисполнители действительно имеют право изымать имущество должника. Но не такими методами, как в случае с Ожаубаевым и Тихоновым. Судисполнитель должен разъяснить человеку, что у него будет изыматься имущество, пригласить понятых, составить акт об изъятии. А отбирать телефоны силой - это незаконно.