Американская трагедия
Как ребенка сделали заложником семейного конфликта интересов
В четверг кассационная коллегия Алматинского городского суда вынесла беспрецедентное решение в области семейного права. В споре о месте проживания семилетнего ребенка суд принял сторону отца. И теперь маленькая Дария (фамилию по этическим соображениям мы не называем) при живой матери будет проживать в новой семье своего папы и воспитываться мачехой.
Гульжан ТУЗЕЛЬБАЕВА развелась со своим мужем Асетом пять лет назад. При разводе суд определил, что их дочь Дария останется с матерью. Долгое время Асета такое положение вещей вполне устраивало, и попыток что-либо изменить он не предпринимал. Тем более что ребенок постоянно виделся с отцом и его родными. Однако в 2009 году Гульжан выиграла по программе “Болашак” стипендию и уехала получать третье высшее образование в США. Дочь забрала с собой. По словам Гульжан, Дария постоянно общалась с Асетом по телефону и скайпу, встречалась, когда приезжала в Казахстан на каникулы. Но после очередного посещения родины Гульжан не смогла вывезти ребенка в Америку, так как Асет запретил ей это. Дария осталась с родителями Гульжан. А в августе прошлого года отец Дарии обратился в суд с иском об определении места жительства дочери. Решением ювенального суда Алматы от 26 сентября 2009 года Дария осталась с мамой. Но Асет подал апелляционную жалобу и выиграл дело: 26 января этого года Алматинский городской суд постановил, что девочка должна проживать с отцом. Пришла очередь Гульжан не согласиться с решением суда. Вмешалась и прокуратура, внеся кассационный протест на решение апелляционной инстанции.
В четверг в горсуде состоялось рассмотрение кассационной жалобы Гульжан и протеста прокуратуры. В ходе судебного заседания Асет объяснил, почему хочет забрать дочь. Он уверен: ребенком никто не занимается, бабушка со стороны матери все время на работе, а ребенок сидит с няней, в Америке Дария не ходила в школу и т.д. Одним из аргументов был тот факт, что Гульжан в присутствии Дарии распивает спиртные напитки с мужчинами. Доказательство тому - фотография, размещенная в социальных сетях, где Гульжан с бокалом, в который обычно наливают шампанское, сидит в окружении друзей (среди них, кстати, внук Аллы ПУГАЧЕВОЙ Никита ПРЕСНЯКОВ со своей девушкой. - М.А.).
Также в ходе выступления Асета выяснилось, что когда Гульжан в первый раз увезла Дарию в США, он написал заявление в ДВД Алматы о похищении дочери. И этим заявлением даже занималось управление по борьбе с организованной преступностью. Судья Зауре КЕЙКИБАСОВА в этот момент очень удивилась: при чем тут организованная преступность? И тут же предположила: вы, наверное, указали, что не знаете, кем похищен ваш ребенок. По словам г-жи Кейкибасовой, если бы Асет указал, что ребенок похищен собственной матерью, УБОП за дело бы никогда не взялось. На что Асет ответил, что не помнит, писал ли он, что ребенка забрала Гульжан.
Когда у истца спросили, будет ли он в случае, если суд вынесет решение в его пользу, позволять дочери видеться с матерью, он заявил, что не доверяет своей бывшей жене. А на вопрос о том, кто будет смотреть за Дарией в его отсутствие, Асет ответил: моя жена.
- А сколько сейчас вашему второму ребенку? - спросила Зауре Кейкибасова.
- Шесть месяцев, - ответил Асет.
- То есть вы хотите, чтобы ваша дочь проживала с вами и за ней смотрела ваша супруга с грудным ребенком на руках?
- Так как я действую в интересах своего первого ребенка, то хочу, чтобы дочь проживала в полной семье, чтобы я мог за ней ухаживать.
- Вы считаете, что без матери семья для ребенка будет полной?
- Я считаю, что да.
Гульжан же в свою очередь говорила, что старается дать ребенку самое лучшее: в Америке она сняла квартиру в самом центре Нью-Йорка, оборудовала там отдельную детскую комнату. По словам ответчицы, девочка кроме школы ходила на занятия балетом, музыкой и рисованием. А вот Асет как раз не интересовался ребенком и не давал денег на его содержание. К тому же он дважды надолго уезжал из страны и, как уверяет Гульжан, в период своего отсутствия даже не звонил дочери. Что же касается учебы в Америке, то в мае она заканчивается. Оставаться в США Гульжан не собирается, так как все стипендиаты “Болашака” обязаны вернуться в Казахстан.
Мать Гульжан Чинар ТУЗЕЛЬБАЕВА пояснила, что специально переделала свой рабочий график, чтобы работать, когда Дария в школе, а остальное время посвящать внучке.
Сторона ответчика заявила ходатайство о допросе Дарии, однако суд отклонил его. Дело в том, что в суде первой инстанции девочку уже спрашивали, с кем она хотела бы жить. И девочка, по словам присутствовавшей в суде сотрудницы органов опеки и попечительства Любови НЕФЕДОВОЙ, сказала, что любит и папу, и маму, но жить хочет с мамой. Сотрудница органа опеки считает, что ребенок должен оставаться с матерью, и просила суд отменить решение апелляционной инстанции. Во время выступления Нефедовой председательствующий судья НАБИЕВ вдруг завел разговор о казахских традициях, по которым первый ребенок воспитывается родителями отца. И вердикт кассационной коллегии вполне соответствовал тому, о чем говорил г-н Набиев. Кассационная коллегия постановила оставить решение апелляционной инстанции без изменений. Так что в самое ближайшее время за маленькой Дарией приедут судебные исполнители: решение кассационной инстанции вступает в силу немедленно.
- Решение апелляционной инстанции мы считаем законным, - сказала после суда представитель истца адвокат Айгуль ЕРБУЛЕКОВА. - И кассационная инстанция это подтвердила.
- На ваш взгляд, не будет ли для ребенка психологической травмой жить с мачехой вместо родной матери?
- Нет, не будет. Сейчас ребенок находится с бабушкой, иногда с няней. Няни постоянно меняются. Это абсолютно чужие люди. Ребенок требует ласки, внимания...
- И чужая женщина будет все это давать?
- Она не чужая женщина. Она жена ее отца. У них есть ребенок, который является сестрой этой девочки. У них общий отец, поэтому это не чужие люди.
Между тем Гульжан сдаваться не собирается.
- Мы будем обжаловать это решение в Верховном суде, - сказала она. - Я обращусь во все организации по защите прав детей. Я буду бороться и просто так своего ребенка не отдам!
Мадина АИМБЕТОВА, aimbetova@time.kz, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы
Комментарий в тему
Владимир ПОКУСОВ, правозащитник, специалист по семейному праву:
- Такое решение могли принять, если мать - алкоголичка, наркоманка, дебоширка, привлечена к уголовной ответственности, содержит дома притон, нет жилищных условий и т.д. Но здесь, как я понял, ничего такого нет. Поэтому я очень удивлен таким решением кассационной коллегии. Тем более что ребенок хочет жить с мамой, что прокуратура внесла кассационный протест. Это вообще нонсенс. Вся мировая судебная практика предусматривает, что ребенок воспитывается матерью. У психологов однозначное мнение, что ребенок должен жить с мамой. Какая бы мама ни была, она на порядок важнее, чем папа. Папу ребенок быстро забывает, а о маме грустит постоянно. Если из семьи уходит мама, дети, как правило, впадают в депрессию. В общем, это сказывается на психике ребенка намного хуже, чем уход папы. Так что маме нужно судиться дальше и обращаться в Верховный суд.