Леди Макбет Байзакского района
Это преступление вызвало в Жамбылской области шок: бывший секретарь суда заказала собственного мужа - водителя районного филиала партии “Нур Отан”.
Саламат познакомился с Асель в 2008 году. Девушка из Сарыкемера сама ему позвонила, предложила встретиться. На третьем свидании призналась в любви. Красивая, пригожая, милая - и запылало сердце джигита! Хотя сельчане и шептались, что якобы был в любовной атаке девушки строгий расчет - Саламат-то жених завидный, сын начальника местного ЦОНа, не пьет, не курит, характер такой, что мухи не обидит… Парень не хотел верить слухам и через полгода сделал ей предложение, тем более что Асель уже была беременна от него. Вскоре родился сын, через два года - дочка. На деньги родителей Саламата молодые взяли в аренду продовольственный магазинчик в одной из многоэтажек областного центра, там же и поселились.
Шло время, бизнес их развивался, а вот семейные отношения дали трещину. Дело в том, что нрав у Асель оказался своевольный и неуживчивый: по всякому поводу - истерика, скандал. Причем любая их ссора тут же становилась достоянием ее родителей: звонила теща и, не разбираясь в чем дело, набрасывалась на Саламата. В конце концов терпение парня иссякло: собрав нехитрые пожитки, он взял да и ушел, оставив “половине” и обстановку, и магазин, и товар. Вернулся в родное село Байзак.
Асель уход мужа восприняла агрессивно: требовала вернуться, засыпала телефонными звонками и эсэмэсками, грозила, что будет жаловаться в партию “Нур Отан”, где Саламат работал водителем в районном филиале. Но экс-супруг был непреклонен. Через четыре месяца, то есть в декабре прошлого года, она подала на алименты и с тех пор получала их по исполнительному листу. Казалось бы, точки в отношениях были расставлены, разве что не был оформлен развод.
В один прекрасный день, 9 февраля, Саламату позвонил отец и взволнованным голосом попросил срочно приехать к нему на работу. В отцовском кабинете находились двое незнакомых людей. Представившись сотрудниками УБОПа, они вынули из папки свадебную фотографию Саламата и Асель.
- Вам знаком этот снимок?
- Конечно! А откуда он у вас?
И тут Саламат услышал такое, что мурашки пошли по коже:
- Его передал нам человек, которого наняла ваша супруга, чтобы убить вас.
- Меня как будто током ударило, - рассказывает Саламат СКАКОВ. - В голове не укладывалось! Какой бы она ни была стервой, но ведь два года вместе прожили, дети общие… Сотрудник, видя мое недоумение, задает вопрос: служебная машина отца недавно горела? А сеновал горел? Да, отвечаю, было такое...
- В начале февраля от нашего конфиденциального источника поступила информация: на какого-то парня по имени Саламат готовится покушение, - рассказывает начальник отдела УБОП ДВД Жамбылской области Мурат УМБЕТАЛИЕВ. - Был назван киллер - некий Рустам (имя изменено. - Г. В.), лицо с криминальным прошлым, за его плечами - один условный и два реальных срока за вымогательство, хранение оружия и наркотики. Установили за ним наблюдение, и вскоре он попался на мелком хулиганстве: затеял драку в кафе. Его доставили к нам в отдел, тут-то мы ему и предъявили: “Подозреваетесь в покушении на убийство!”. А он в ответ: “Я сам хотел по этому поводу обратиться, только не знал к кому”. Ну вот, говорим, вам и представился случай. Протянули ему бумагу - пишите! Несостоявшийся киллер написал заявление и согласился быть свидетелем.
…Рустам рассказал им все. С Асель он познакомился в ее магазине. Хозяйка, проникшись к нему симпатией, стала изливать душу, что вот, мол, муж-подлец оставил ее на произвол судьбы с двумя детьми, без средств к существованию… И однажды обратилась с необычной просьбой: наказать негодяя-мужа - отдубасить его как следует! В качестве “подогрева” несколько раз давала деньги на мелкие расходы, загружала единицы на телефон… Но Рустаму не хотелось окунаться в эту грязь, потому он медлил - надеялся, Асель передумает или забудет. Та же, напротив, становилась все настойчивее. И в порыве откровенности поведала о том, что ненавистный муж довел ее до такого состояния, что она даже попросила знакомых ребят… прикончить его! Но они ее кинули: деньги взяли, а дела не сделали - ограничились поджогом машины и сеновала в доме свекра. И теперь у нее надежда лишь на Рустама, только он сможет отомстить за ее разрушенную жизнь. И за эту услугу она готова заплатить 270 тысяч тенге.
Рустам промолчал, а Асель восприняла это как знак согласия. И вскоре передала “киллеру” свадебную фотографию...
Убоповцам оставалось только задержать заказчицу с поличным. А для этого необходимо было сымитировать убийство. Но согласится ли Саламат участвовать в оперативной игре? А может, сначала поговорить с отцом, попросить аксакала помочь убедить сына?..
Вот так они и встретились все вместе в кабинете начальника Байзакского ЦОНа. Саламата долго уговаривать не пришлось. Из здания его вывели через запасной вход, отключили его мобильник и повезли гримироваться.
Но профессионального театрального гримера в тот момент быстро найти не смогли, а медлить было нельзя. Решили сыграть ва-банк. С Саламатом поехали за город, нашли глухое место в камышах. Руки и ноги обмотали скотчем и автомобильным тросом, брючины и рукава куртки вывернули наизнанку - вроде как жертва оказывала сопротивление. Пока располагали парня на снегу то так, то эдак, он настолько посинел на морозе, что грим практически уже не понадобился. Обошлись гранатовым соком, которым обильно полили лицо и рубашку Саламата, а также снег вокруг него. Все это снималось на видеокамеру - для следствия и на камеру мобильного - для заказчика убийства. Под занавес заполнили протокол, дали расписаться понятым, и началось последнее действие пьесы, где главной должна была стать сцена задержания заказчицы.
...Через пару часов зазвонил мобильник Асель. “Заказ исполнен, я еду за деньгами”. - “Давай приезжай!”. Около девяти вечера Рустам появился в магазине родителей Асель в селе Сарыкемер:
- Я выполнил заказ: вот твоя свадебная фотка, а вот фотография мужа-покойника!
Асель несколько секунд вглядывалась в изображение на сотке, потом неожиданно спросила: “Он мучился или нет?”.
“Наверное, ей хотелось, чтобы мучился”, - подумал “киллер”.
Затем женщина вынула из кармана денежные купюры и со словами: “Остальное получишь потом” - вручила Рустаму. Он вышел. А через пять минут в магазин вошли полицейские.
И тут Асель сыграла, наверное, самый яркий в своей жизни спектакль - с истошными воплями: “Вы мне сейчас магазин обворуете!”, с восьмимесячной кричавшей дочкой на руках, с заламыванием рук, но не проронив и слезинки! Примечательно, что из соседней комнаты обкладывала полицию трехэтажным матом и грозилась совершить самосожжение ее мать.
- Столь дерзкого преступления в исполнении особы женского пола мне видеть еще не доводилось, - делится впечатлениями следователь ДВД Бахытжан БОРАЕВ. - Припертая неопровержимыми доказательствами подозреваемая призналась в содеянном, но при этом не выказала ни сожаления, ни раскаяния и до сих пор продолжает утверждать, что на преступление ее толкнули тяготы жизни, за которые она хотела наказать “мерзавца-мужа”, а заодно и его родителей, заставив их, как она выразилась, “обливаться кровавыми слезами”.
На третий день после задержания Байзакский районный суд санкционировал арест Асель БОТПАЕВОЙ. Судья не посмотрел на то, что когда-то она работала в этом же суде секретарем судебного заседания.
Галина ВЫБОРНОВА, Тараз, тел. 8-7013757573, e-mail: vibornova@time.kz, фото Ольги ЩУКИНОЙ