10517

Путёвка на тот свет

90-летней пенсионерке придётся в суде доказывать, что она живее всех живых

15 декабря прошлого года, аккурат перед своим 90-м днем рождения, алматинка Евгения АКИФЬЕВА (на снимке) как законопослушная гражданка решила поменять удостоверение личности. Ее дочь Людмила БЫЛИНА вызвала работников Бостандыкского ЦОНа на дом. Евгения Акифьева собственноручно расписалась в заявлении на выдачу удостоверения личности, сотрудники ЦОНа сфотографировали ее и пообещали в скором времени выдать новые документы. Но спустя два с половиной месяца бабушке позвонили из ЦОНа и заявили: удостоверение мы вам дать не можем, так как вы... умерли больше двух лет назад.

Аналогичный ответ несколько дней спустя Людмиле Былиной дали в отделе миграционной полиции УВД Бостандыкского района. В справке о “смерти” Евгении Акифьевой от 19 мая 2009 года значится, что она проживала на даче в городе Есике Енбекшиказахского района, где и скончалась от острой сердечной недостаточности на 87-м году жизни. Дочь Евгении Александровны пыталась доказать, что это не так, тем более что работники ЦОНа имели возможность лично убедиться в том, что старушка жива. Да и пенсию она исправно получала. Но увещевания женщин результата не принесли: умерла так умерла. В прокуратуре Бостандыкского района, впрочем, как и в городской, Былиной, по ее словам, заявили: езжайте в Енбекшиказахский район и там разбирайтесь. Но Людмила Борисовна сама уже пенсионерка, и ей тяжело мотаться по инстанциям. Пришлось Акифьевой написать заявление в суд. А ее дочь тем временем обратилась в редакцию газеты “Время”. Выслушав эту удивительную историю, мы решили лично убедиться в том, что пенсионерка жива. Приехав к ней домой, мы застали Евгению Александровну на кухне: бабушка пекла пироги к 8 Марта.
- Вот посмотрите, я живая! - воскликнула она, едва завидев нас. - А меня уже похоронили! Это безо­бразие! Я никому свои документы не давала, не теряла - как меня могли записать умершей?! И дачи у меня нет. Я даже никогда не была в Енбекшиказахском районе. Кто это сделал? И почему? Ведь работники ЦОНа приезжали ко мне и видели, что я живая, а мне не дают документы.

Людмила Былина как может утешает расстроенную мать.
- Значит, еще поживешь, - говорит она. - Кто-то там, наверху, твое место занял...
Между тем начальник пресс-службы ДВД Алматы Салтанат АЗИРБЕК не видит здесь особых проблем.
- С 19 мая 2009 года Евгения Акифьева официально числится умершей, - объяснила она. - Такое ограничение в базу данных миграционной полиции было внесено по сообщению загса Енбекшиказахского района. Есть актовая запись, причем не копия, а оригинал, за номером 20-141-09-0000742. И на основании этой актовой записи делалось ограничение. Людмиле Былиной в корректной форме все объяснили, сказали, что не нужно пока сообщать бабушке и расстраивать ее. Но гражданка Былина обратилась в прокуратуру. Была осуществлена служебная проверка со стороны прокуратуры Бостандыкского района. И действия сотрудников миграционной полиции признаны правомерными, потому что есть официальная актовая запись о смерти. В настоящий момент гражданке Былиной объ­яснили, что восстановить нарушенные права ее матери удастся только через суд.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

От редакции Возможно, у Евгении Акифьевой и получится доказать через суд, что она жива. Но проблема тут гораздо серьезнее, чем это может показаться на первый взгляд. Главный вопрос заключается в том, кого похоронили вместо Евгении Александровны. Ведь для того, чтобы человека признали умершим, нужен целый ряд документов. Каким-то образом должна была быть установлена личность умершего. Устанавливается она по трем основаниям. Первое - это наличие документов. Но в нашем случае речи об этом быть не может, так как удостоверение личности или паспорт Акифьева не теряла. Второе - если было подано заявление о пропаже человека. Предположим, нашли труп и по особым приметам установили личность умершего. Но заявления о пропаже не было. И третье - труп опо­знали родственники. Однако и этот вариант не подходит.   В любом случае в этом деле должны разбираться правоохранительные органы, а не суд. Не исключено, что под видом Евгении Акифьевой в земле лежит “криминальный” труп. Или труп пропавшего без вести человека, которого много лет ищут безутешные родственники. Ежегодно только в Алматы пропадают несколько сотен человек (в 2011 г. - 299). И далеко не всех из них находят...

Поделиться
Класснуть