Гражданин художник
В среде кинематографистов Сабит КУРМАНБЕКОВ по умолчанию воспринимается как художник-постановщик, хотя в багаже у него несколько режиссерских работ: “Трасса”, “Секер”, “Нежданная любовь”... Впрочем, и сам Курманбеков считает, что режиссер он только по титрам. А по призванию - художник. А по позиции - гражданин.
Позиция художника проявляется в его карикатурах и шаржах, которые появляются в свободное от работы, но не свободное от мозговой деятельности время. Некоторые картинки настолько жесткие, что ими можно зашкуривать действительность.
- Много что мне у нас не нравится, многое хотелось бы изменить, - говорит Сабит. - Например, взаимодействие чиновничества и искусства. Многие люди культуры почему-то стремятся решить свои проблемы, уйдя во власть. У каждого свой путь, но мне непонятно: почему, если тебе Бог дал талант, обязательно искать себе кресло? Когда только появился Бекболат ТЛЕУХАН, мы были просто шокированы - такого певца еще не было! Он пел жырау как никто до него. Он должен был до конца отдать свой талант, а уже потом идти в какие-то политические вещи, если хочется. А сейчас Тлеухан и не политик, и искусства у него уже не осталось. Аллах дает талант один раз и потом обижается, если не использовать его до конца.
Еще хуже, что те же самые представители искусства становятся подстрекателями остракизма своих коллег по цеху. Нурлан ОНЕРБАЕВ с пеной у рта доказывал, что “Келин” Ермека ТУРСЫНОВА - преступление против народа. А фильм очень хороший. Я еще могу понять, когда художника тюкает чиновник, но когда этим занимается творческий человек - это вдвойне страшно. Одно дело - Никита МИХАЛКОВ, ругающийся со всем Союзом кинематографистов, потому что это внутрицеховой конфликт, и совсем другое, когда кто-то начинает выступать через парламент от имени народа, противопоставляя творца и народ.
Другая сторона - достигшее невероятных размеров поголовное, психозное подхалимство. Мне кажется, оно никому не выгодно: ни авторам, ни президенту, ни культуре, ни народу. Люди культуры по определению должны находиться на нейтральной полосе, адекватно реагировать на происходящее в обществе. Мы не политики, мы не знаем, кто и в какой мере виноват в событиях Жанаозена. Но самое страшное произошло - погибли люди, пролилась кровь. И в этот момент известные, авторитетные люди от культуры начали выступать против народа. Могли хотя бы промолчать! Польстив власти, такие личности роняют свой авторитет. А ведь они должны быть ближе к массам, к народу...
- Тот современник Галилея был Галилея не глупей /Он знал, что крутится Земля /Но у него была семья.
- А почему мы должны бояться?! Это ложный страх. Мы до сих пор не можем избавиться от желания озираться, от опаски своей собственной тени. Я не говорю, что все поголовно должны становиться оппозиционерами, но надо убивать в себе плебейство. Мы должны уважать, чтить, но не должны бояться. Страх убивает все. Раз уж мы начали играть в демократию, то надо играть честнее. А если не играем, то надо официально объявить, что у нас нет демократии. И вопросов не будет.
- А идеология у нас есть?
- Нет. И национальной политики нет, есть межнациональная. Мы до сих пор всех стесняемся. Стесняемся великого русского народа, стесняемся всех 120 национальностей, представленных в стране. Сказываются 200 с лишним лет колониального прошлого. Надо создавать национальную политику, она решит проблему с языком, с идеологией и со всеми недомолвками.
Кстати, парадоксально, но в СССР казахские авторы были более насыщены национальным духом, чем сейчас. Однажды ВЫСОЦКИЙ на вопрос, почему он не уезжает из Союза, ответил, что в условиях тоталитаризма творчество лучше работает. И у нас была система. Посмотри, какие были художники: АЙТБАЕВ, ТЕЛЬЖАНОВ, КЕНБАЕВ. А где сейчас такие? Осталось только салонное, поддакивающее искусство.
Я сам был в советской системе, можно даже сказать, являлся ее бойцом, потому что работал художником-оформителем. Два раза в год нам приходили огромные пакеты из Москвы с указаниями, как рисовать тот или иной пленум, тех или иных деятелей. Социалистическая разнарядка не предполагала национализма, но каждая республика получала свою программу действий в каждой области искусства. Этот композитор должен написать произведение, выражающее любовь к Родине, этот поэт - написать стихотворение о родной земле, и так далее. И это работало. А сейчас что? Никакой политики. Памятники советского времени художественно сильнее, чем монументы независимого Казахстана!
- Интересно, почему с таким настроем вы сами работаете на картине, посвященной президенту страны?
- Меня часто в этом укоряют. Но это моя работа, я здесь зарабатываю! А карикатуры - это моя гражданская позиция. К тому же в кино я создаю не человека, а символ.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz