15310

Бунт в Пресновке

Медики противотуберкулезного диспансера в Жамбылском районе Северо-Казахстанской области, писавшие в январе этого года жалобы в КНБ, прокуратуру и облздрав, на собственном опыте почувствовали, как чревато выносить сор из избы. Их начальство тогда отделалось легким испугом, зато сами жалобщики подверглись изощренному давлению. Шантажом, подкупом и угрозами их начали принуждать к написанию весьма необычных заявлений. В этих бумагах они должны были сознаться в клевете и указать, что оговорили свое руководство по злобе. Скандал в результате получился пуще прежнего.

Напомним, медики писали о мертвых душах в диспансере, принуждении к неоплачиваемой работе, поборах со стороны начальства и о многом другом. Проверка облздрава выявила кучу нарушений, однако многие факты, по словам медиков, не нашли тогда своего отражения. А не дождавшись никакого официального ответа, заявители решили, что медицинское начальство хочет спустить все на тормозах (см. “Баран для комиссии”, “Время” от 29.2.2012 г.).
Как выясняется, подписанты угодили под пресс сразу после убытия из райцентра Пресновка той областной комиссии.
- Мы писали 5 января помимо прочего, что отработавшим полмесяца санитаркам начислялись деньги за весь месяц, а потом бухгалтер Ботагоз АРИНОВА отбирала у них разницу наличкой, - рассказала газете “Время” дезинфектор Алтын ЖАКУПОВА. - А 20 января меня вызвала в диспансер помощник прокурора района Жанна КУЛАКБАЕВА и заставила писать объяснительную. Я тогда указала, что таким образом деньги забирались у палатной санитарки Марии ЧЕПУРНОВОЙ и других медработников. А прокурорша заявила, что мы ничего не докажем, потому как Чепурнова, дескать, уже написала, что такого не было.
На следующий день утром Алтын Жакупова с диктофоном в кармане отправилась к Чепурновой выяснять, что побудило ее отказаться от своих слов.
- Та мне рассказала, что деньги действительно собирались, но отказную она была вынуждена написать после беседы с прокурором - в страхе, что затаскают по судам, - говорит Алтын Жакупова.

После нашей публикации Алтын опять вызвали к руководству:
- О той записи моего разговора с Чепурновой они еще раньше узнали, но тут стали спрашивать, где она. Я сказала, что у меня ее уже нет. Тогда главврач диспансера Гульнара КОЖАНОВА, старшая медсестра Татьяна СТОРОЖНИЧЕНКО и бухгалтер Ботагоз Аринова потребовали, чтобы я написала в прокуратуру района отказное заявление о том, что в январе в жалобах писала неправду. На меня давили, пугали, оскорбляли, довели до слез и своего добились. Нашего юриста Каиркена САРСЕНОВА позвали, чтобы помог правильно текст составить. И я указала, что, когда 5 января писала жалобу, была будто бы в неадекватном состоянии и поэтому всех оговорила.
Впрочем, мириться с тем, что поддалась давлению и угрозам, Жакупова не стала. И следом отправила заявление прокурору области Аскару ДОСЕКЕНОВУ о том, что отказная бумага на имя прокурора района Жаната ДАИРОВА была ею написана под давлением главврача.
А вот сестру-хозяйку Анару КУТФЕНОВУ (на снимке) после ее жалобы и приезда в диспансер областной комиссии вообще уволили с работы. Сопровождалось это, по ее словам, весьма удивительными обстоятельствами:
- Я в то время находилась на больничном, и вдруг после проверки мне приходит уведомление, что я уволена… за прогул. Я принялась выяснять, как это могло случиться, и обнаружила, что я нарушала больничный режим и не ходила на прием к врачу! Хотя на самом деле ничего этого не было и больничный лист мне должны были продлевать. Вот только моя медицинская карточка вдруг оказалась утерянной.
Кутфенова, по ее словам, собралась обратиться в суд, но после той публикации в нашей газете ее тоже вызвала главврач Гульнара Кожанова:
- Она просила меня написать опровержение в газету и обещала за это обратно принять на работу. Я спросила: а как же уведомление об увольнении? Да забудь, говорит, будешь работать, как ничего и не было. Только напиши, что оговорила нас всех! Хочешь, мол, я тебе расписку дам, что на работу возьму, если ты так напишешь? Ну, меня такая злость взяла, что я решила ее обмануть и записать потом на диктофон.

Кутфенова попросила меня подтвердить на всякий случай, что опровержение от нее уже поступило, а позже предоставила аудиозапись вот такого диалога.
Кутфенова: Я написала опровержение, Гульнара Каратаевна, мне нужно уже работать.
Кожанова: Пусть газета выйдет, там увидим, напечатают или не напечатают. Мы Мирошниченко не верим - желтая пресса… Мое условие - чтобы сначала вышло в газете опровержение!
Кутфенова: Я переживаю, что вы меня на работу не возьмете…
Кожанова: Я тебя на работу возьму, еще раз говорю. Ты мне что, угрожаешь, что ли? Мне уже терять нечего! Мне вчера прокуратура представление прислала! Дело вообще в худший оборот идет в отношении меня, так что мне вообще ничего не страшно!
Кутфенова: Нет, ну у нас же было условие!
Кожанова: Ты угрожаешь, что ли? Дала опровержение? Если дала опровержение, я должна это увидеть, доказательство должна увидеть! А насчет работы все в силе остается. Вот газета выйдет, увижу - и возьму обратно.

Дожидаться опровержения главврач Кожанова ушла на больничный. А местный бомонд из приближенных к начальству сотрудников диспансера, активно выступавших против жалобщиков, поздним вечером 28 февраля устроил в заведении большую пьянку, закончившуюся дракой. Для пресечения этой вакханалии пришлось даже вызывать наряд полиции, а старшая медсестра Асия КАНАТЧИНА с побитым лицом и сотрясением мозга оказалась на больничной койке. Скандал с публикацией и эта пьянка, похоже, переполнили чашу терпения акима Жамбылского района Серика ИБРАЕВА: 1 марта он устроил в диспансере разбор полетов и обе­щал уволить всех отличившихся. Говорят, грозился лично просить финпол особо тщательно расследовать имеющиеся в этом учреждении финансовые нарушения и привлечь виновных к ответственности.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail: mukomol@mail.kz

Поделиться
Класснуть