9934

Чужая беда

Год назад имя маленького туркестанца Саулета РАХМАНБЕРДИЕВА (на снимке) не сходило со страниц шымкентских газет. Тогда родителям малыша Бауржану и Бибихан УТЕБАЕВЫМ еще верилось, что он поправится, а виновного в трагедии найдут и накажут. Но уже скоро пришло осознание того, что ребенок останется инвалидом, а виновных не найдут. Вот только пятилетний Саулет никак не может смириться с тем, что ручек у него нет и никогда не будет.

Утро 18 марта 2010 года ничем особенным для семьи Рахманбердиевых не отличалось. Мужчины ушли на работу, женщины хлопотали по дому. Ребятишки гуляли во дворе. Одной лишь бабушке Жумагуль в то утро было неспокойно.
- Сон плохой увидела, - вспоминает женщина. - Будто шакал покусал всю нашу семью. Я еще снохе сказала, чтобы она за детьми приглядывала да за калитку не выпускала. Ведь наш старший, Саулет, такой непоседа.
Кто бы знал, что бабушкин сон в руку. Часов в 11, когда женщины присели передохнуть, во дворе раздался крик трехлетней Жаннур. Девочка ничего не отвечала на расспросы взрослых, лишь тянула мать за подол платья на улицу - в сторону трансформаторной подстанции.
- Я решила, что Саулет нашкодил или сестренку обидел, - говорит Бибихан. - Даже прутик по пути отломила, чтобы пару раз шлепнуть проказника. А когда увидела, что с ним произошло, у самой в глазах помутнело.
Бабушка Жумагуль вспоминает:
- Внук лежал внутри трансформаторной будки на полу. Был в сознании, но, казалось, ничего не соображал. Только глаза на пол-лица. И губами беззвучно шевелил. Обе ручки - черные, а вокруг сильный запах паленого мяса. Мы его на руки - и в больницу.
Как выяснится позже, Саулет, несмотря на запрет матери, выбрался со двора и прямиком направился к трансформаторной будке, что стоит недалеко от дома. Жаннур увязалась за братом. Постреленку даже не пришлось перелазить через ограду - калитка забора, за которым находился трансформатор, была открыта. Как и дверь подстанции.
То утро выдалось морозным, мальчишка оступился на тонком льду... Пытаясь устоять, рефлекторно схватился за то, что первым попало под руку - электрический провод высокого напряжения...
Три месяца Саулет провел в больницах Туркестана и Шымкента. Врачи делали все, чтобы сохранить мальчику руки, но в конце концов обе пришлось ампутировать.
- Мы врачам ничего, кроме слов благодарности, сказать не можем, - говорит Жумагуль-апа. - Лучшие специалисты, новейшие лекарства - все было для Саулета. И бесплатно.
И все же семье Утебаевых трагедия обошлась в крупную сумму: на дорогу, гостиницы, питание Саулета, бабушки и матери, присматривавших за малышом. Главе семейства пришлось продать свой микроавтобус.

Тем временем полиция возбудила уголовное дело по факту травматизма ребенка. Но вскоре дело было закрыто. Следователи выяснили, что трансформатор бесхозный, и значит, спросить не с кого. И все же нашлись люди, не равнодушные к судьбе мальчика.
- Как только мы услышали об этой трагедии, стали теребить прокуратуру, полицию, акимат с тем, чтобы нашли и наказали виновных, - рассказывает начальник областного департамента по защите прав детей Галия ЖУСИПОВА. - Мы вышли на руководителей энергетической компании, занимавшейся поставкой электричества по области, и потребовали, чтобы они помогли Саулету и его семье.
Достучаться до ТОО “Онтустик Жарык Транзит” удалось ровно через год, и то лишь только после того, как в дело вмешался прокурор Туркестана Артыкбек ПАШАЕВ. Это он настоял на том, чтобы дело Саулета было передано для рассмотрения в суд. Предыдущие попытки семьи Утебаевых поговорить с энергетиками в суде заканчивались провалом.
17 марта 2011 года стороны подписали мировое соглашение. Монополист, не признав себя виновным, сослался на то, что трансформаторная подстанция не является собственностью ТОО “Онтустик Жарык Транзит”. Однако энергетическая компания, “желая в порядке доброй воли оказать финансовую помощь пострадавшему, обязуется перечислить 4 миллиона тенге… в трехдневный срок” (цитата из мирового соглашения. - З. М.).
Свои обещания энергетики выполнили. Казалось, цель, которую поставил перед собой прокурор Пашаев, достигнута. Но руководитель надзорного органа не согласен с тем, что ТОО “Онтустик Жарык Транзит” на самом деле так безгрешно, как себя позиционирует.
- На протяжении многих лет они эксплуатируют эти подстанции, подают туркестанцам свет и исправно взимают с них плату, - рассуждает Артыкбек Ашикович. - Следовательно, эта подстанция для энергетического монополиста является одним из инструментов зарабатывания денег. Но когда беда случилась, они сразу же от транс­форматора открестились.
- Прокурор ошибается, думая, что мы из каких-то корыстных побуждений поставляем электроэнергию, - говорит коммерческий директор ТОО “Онтустик Жарык Транзит” Даулет ИБРАЕВ. - Далеко не так! Я с удовольствием прямо сейчас отключу и не буду поставлять туда электроэнергию и при этом не буду нести убытки, поверьте мне! Однако тогда люди начнут перекрывать дороги, жаловаться, что энергетики отрезали их от благ цивилизации. Мы готовы прекратить подачу электроэнергии в любой момент и об этом неоднократно письменно предупреждали всех представителей властных структур.

К слову, проблема не только в той будке. Злополучная подстанция не единственная в области, не имеющая хозяина. По данным энергетиков, из 10 тысяч подстанций, расположенных на территории области, чуть более половины состоят на балансе ТОО “Онтустик Жарык Транзит”, 222 - у других юридических лиц, а свыше четырех тысяч никому не принадлежат. После развала Союза заводы и фабрики, на чьем балансе прежде состояли трансформаторные подстанции, закрылись, а злосчастные будки продолжали и продолжают нести службу. И никто - ни монополисты, ни власти - похоже, не горит желанием прибрать к рукам это имущество. Оно и понятно, ведь многие из них давно отслужили срок и нуждаются если не в полной замене, то в капитальном ремонте.
Маленький Саулет нынешней осенью собирается в 1-й класс. Недавно по квоте получил протезы, но носить их отказывается. Искусственные руки ребенка настолько тяжелые, неудобные и жесткие в управлении, что даже взрослый  физически здоровый человек с трудом может заставить хотя бы пошевелиться один из протезных пальцев. Бибихан иногда со скандалом заставляет Саулета надеть протезы, надеясь, что сын приноровится к ним, но ребенок злится и плачет.
- Я в Интернете списался с отцом ребенка, у которого с рождения нет рук, - рассказывает отец Саулета Бауржан. - Он меня навел на несколько зарубежных фирм, где делают хорошие протезы, но стоимость пары около 60 тысяч долларов! Бог с ним, мы бы собрали эти деньги. Те, что нам энергетики дали, у друзей бы заняли, купили бы ему хотя бы одну руку, но Саулет растет, и через два года ему понадобится новый протез. А потом еще и еще… Знакомые говорят мне, чтобы я подождал с покупкой протезов, пока тело Саулета окончательно не сформируется. Иными словами, лет в 16 купить единственный протез?! Но за эти годы физическая неполноценность поломает ребенка. И тогда никакие протезы его не спасут.
…И еще. С момента трагедии прошло больше года, а бесхозная трансформаторная будка, как и прежде, стоит без затворов и замков, словно в ожидании очередной жертвы.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, шымкент, тел. 8-701-7887392, е-mail: zaure_mir@mail.ru
Южно-Казахстанская область

Поделиться
Класснуть