15140

Козе - баян, икона - папуасу

В Петропавловске 20 февраля председатель специализированного межрайонного экономического суда Северо-Казахстанской области Кайрат ШАЙМЕРГЕНОВ объявил о начале судебного процесса по банкротству АО “Биохим”. Действия руководства завода по производству биоэтанола, приведшие к его краху, оказались столь удивительными, что у присутствовавших в зале журналистов сложилось впечатление, будто некие темные силы специально делали все возможное, чтобы пустить предприятие с молотка.

Напомним, АО “Био­хим” было торжественно запущено в сентябре 2006 года в рамках программы “30 прорывных проектов”. На церемонии открытия в североказах­станском райцентре Тайынша блистал тогдашний аким области Таир МАНСУРОВ. Вообще Таир Айтмухаметович с самого начала строительства завода позиционировал себя главным застрельщиком и движущей силой этого “прорывного проекта”.
По его распоряжению репортажи о стройке важного объекта заняли центральное место в ежедневных новостях местных телеканалов. А сразу после открытия завода по инициативе акима области североказахстанских школьников регулярно возили туда автобусами на экскурсию и заставляли писать сочинения об этом удивительном производстве. Школяры при этом не забывали упомянуть о роли самого Таира Айтмухаметовича в появлении этого “чуда в степи”, а самые лучшие авторы получали за это премии. Вот только проблемы со сбытом продукции у завода обозначились с самого первого дня его работы. Вдруг оказалось, что в Казахстане этот биоэтанол не нужен решительно никому, а из-за особенностей таможенного законодательства североказахстанцам было проще и дешевле даже выпить его, чем пробовать продать за границей. О чем думали светлые головы, прежде чем вбухивать в строительство производства и покупку оборудования почти две сотни миллионов долларов, так и осталось неизвестным.

Впрочем, самого Таира Мансурова эти проблемы к тому времени уже не волновали - в октябре 2007 года он оставил пост акима области. Представляя тогда в Петропавловске нового акима региона Серика БИЛЯЛОВА, премьер-министр Карим МАСИМОВ вместе с тем напутствовал новоиспеченного генерального секретаря ЕврАзЭС:
- Вы знаете, Таир Айтмухаметович, у нас в Северо-Казахстанской области есть такой объект - производственный комплекс “Биохим” называется. Так вот: возникли большие проблемы с таможенными сборами при транспортировке биоэтанола через территорию Российской Федерации. И нам очень хотелось бы, чтобы вы в своей новой должности поспособствовали решению этих проблем.
Поспособствовать, очевидно, не удалось, потому как в скором времени из местных новостей исчезли даже упоминания об АО “Биохим”, как будто его и не было. Зато изредка стали появляться сообщения о постоянно растущих долгах по зарплате этого предприятия перед своими рабочими, а потом - и о надвигающемся банкротстве.
Как стало ясно в суде 20 февраля, начало процессу положили иски АО “Ivengo Investment Group” из Алматы и компании Cisco Systems Inc из штата Калифорния (США) о признании АО “Компания “Биохим” банкротом. А причиной всему этому, как стало ясно из выступления представителя американской корпорации Асель САНДЫБАЕВОЙ, послужило слишком дорогое оборудование IP-телефонии, закупленное у этой компании:
- В рамках кредитного соглашения АО “Компания “Биохим” был предоставлен заем на общую сумму 2 миллиона 772 тысячи 681 доллар США для финансирования закупки нового оборудования производства корпорации Cisco Systems Inc. Заем предоставлялся на срок 60 месяцев и должен был погашаться по установленному графику.

Первый год завод исправно выплачивал кредит, а потом взял да и перестал. И корпорация Cisco Systems Inc, которая выступила поставщиком оборудования и одновременно гарантом исполнения должником своих обязательств перед банком, любезно погасив за него долги, три года почему-то ничего не предпринимала для взыскания денег с завода. А затем обратилась с иском о банкротстве. Общая задолженность завода вместе с процентами составила к настоящему времени 418 миллионов 600 тысяч 152 тенге.
На вопрос прокурора Шолпан АБДРАХМАНОВОЙ, почему корпорация не истребовала сумму долга через суд сразу после того, как ею была погашена задолженность перед “Сити-банком” в 2009 году, тем более что имущество у АО “Биохим” имеется, Сандыбаева ничего ответить не смогла.
А вот по поводу целесообразности покупки столь дорогой телефонной связи производителями биоэтанола в период, когда проблемы у завода стояли уже в полный рост, между судьей Кайратом Шаймергеновым и Асель Сандыбаевой состоялся весьма интересный диалог:
К.Ш.: А зачем ему (заводу. - В.М.) это оборудование?
А.С: Это нужно у “Биохима” спросить. Я представитель (американской компании. - В.М.), нанятый год назад, поэтому те события мне как бы не известны.
К.Ш.: Вы не знаете, зачем...
А.С.: Я знаю, что это телефония, телекоммуникационное оборудование. Насколько известно, чтобы связь была напрямую между заводом в Тайынше и Алматы, головным предприятием, кажется так, образно. Лучше спросить у представителя “Биохима”, для чего они вообще это покупали. Тем не менее факт остается фактом: они это оборудование купили и за него не рассчитались до сих пор.
К.Ш.: За три миллиона… (долларов. - В.М.)
А.С.: Да, в тот момент оно стоило столько.
К.Ш.: Два телефона за три миллиона…
А.С.: Почему два телефона? Там, насколько мне известно, большой перечень. Это несколько коробок…

В результате один из кредиторов АО “Биохим” - Банк развития Казахстана - обратился в суд с ходатайством о проведении судебно-экспертного финансово-кредитного исследования АО “Компания “Биохим” для анализа финансовой состоятельности и проверки использования кредитных средств.
В слушании этого дела объявлен перерыв до 5 марта. Неудобных вопросов о надобности строительства этого завода, который оказался нужен Казахстану так же, как козе - баян, никто никому в суде не задавал.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail: mukomol@mail.kz

Поделиться
Класснуть