Мы всё снесём
Под занавес прошлого года правительство старого-нового премьер-министра Карима МАСИМОВА выпустило постановление №1672, согласно которому в Алматы статус памятников истории и культуры местного значения потеряли сразу несколько исторических зданий и археологических находок. Что интересно, многие лишились ценности задним числом, то есть места исключенных архитектурных памятников уже давно занимают другие проявления человеческого гения: супермаркеты, жилые комплексы, просто строительные ямы “с потенциалом”. Дезавуирован и статус почти всех древних поселений - короче говоря, программа “Культурное наследие” снова дирижирует приоритетами власти.
Мы попросили специалистов прокомментировать некоторые пункты “расстрельного списка”.
Гостиница “Медеу”. Архитекторы - В.З. Кацев, С.К. Кахонович, И.Г. Косогова, А.С. Кайнарбаев, 1977 г.
Елизавета МАЛИНОВСКАЯ, искусствовед, историк архитектуры:
- Эта гостиница снесена лет пять назад. То есть ее исключили из свода памятников задним числом. В свое время группа архитекторов получила за весь горнолыжный комплекс “Медеу” Госпремию СССР, а гостиница была частью ансамбля. Кацев заболел после сноса гостиницы...
* * *
Аэропорт. Архитекторы - В.П. Ищенко, О.Н. Наумова, Ю.Г. Литвиненко, Ю.И. Шарапов, 1973 г., ул. Майлина, 2.
Канцелярия генерал-губернатора. 1911 г., пр. Достык, уг. ул. Казыбек би.
Сергей МАРТЕМЬЯНОВ, председатель алматинского Союза архитекторов:
- Примечательно, что ряд объектов, в том числе и аэропорт, были утеряны вследствие больших пожаров, в которых никогда не находят виновных.
Что касается канцелярии губернатора, то это было совершенно культовое сооружение, олицетворявшее целую эпоху в развитии города. Здание - памятник истории в первую очередь, а затем уже градостроительства Верного и Алма-Аты. Был достаточно подозрительный пожар, который сжег кровлю. Виновные не найдены. Затем еще несколько небольших возгораний. Уже и окна повылетали. Однако у тогдашнего акима ХРАПУНОВА появилось горячее желание срочно реставрировать и восстановить памятник (!) и даже устроить что-то вроде музея… Называли в прессе публично и сроки, и компании, которые это будут делать.
Однако здание снесли и срочно построили 9-этажный жилой комплекс. Ни ответственных за снос памятника, входившего в госсписок, который чиновники обязаны соблюдать, ни наказания за его нарушение! И только сейчас, постфактум, последовало исключение памятника из госсписка.
Все же ответит кто-нибудь наконец за то, что памятники истории и культуры страны сносятся или искажаются сверх всякого предела или доводятся до пожаров и в конечном счете уничтожаются? Поэтому наш союз настаивает на том, чтобы были опубликованы все документы, разрешившие снос и переделку данного объекта. А лучше назвать персонально фамилии и должности инициаторов сноса и исключения объектов из сферы защиты государства.
* * *
Клуб-театр НКВД КазССР (Республиканский уйгурский театр музыкальной комедии). Архитектор - И.Н. Буровцев, 1931-1934 гг., ул. Наурызбай батыра, 83.
Сергей Мартемьянов:
- Перестроен лет 5-7 назад, не меньше. И почему-то это вообще не вызвало шума в творческом цехе. А зря! Уже тогда надо было осознать, что попытки изменить прежние авторские решения, даже если они кому-то показались устаревшими или неактуальными, неприемлемы. А ведь этот объект и стоящие напротив вдоль ул. Наурызбай батыра жилые дома - целая эпоха конструктивизма! Иначе и в дальнейшем легко будет обосновать сносы и перестройки различными причинами (политическими или какими-либо еще…). А ведь гарантия государства по охране того или иного памятника должна быть высшим приоритетом. Это реальный престиж страны. С нашей точки зрения, перестройки в большинстве случаев не лучше, а хуже, чем авторские решения!
* * *
Поселение Хумдан-тобе. X-XIII вв. н.э., ул. 6-я Кирпичнозаводская (за зданием Алматинской областной прокуратуры).
Баян ТУЯКБАЕВА, заслуженный архитектор КазССР, член-корреспондент Международной академии архитектуры стран Востока, кандидат архитектуры, культуролог:
- Я за него билась с 1982 года. Даже КУНАЕВУ показывала с 6-го этажа новопостроенного здания ЦК это поселение. И Димаш Ахметович сдвинул здание прокуратуры, чтобы сохранить его. Это очень ценный памятник. Достояние не только Казахстана, но и всей человеческой цивилизации. Хронология указана неправильно - это не только X-XIII века нашей эры, а тысячелетия до этого. Эту местность надо было не просто защищать, а музеефицировать!
Я вообще хочу сказать, что у нас охраной государственных памятников занимаются моральные уроды. Все профанация. В свое время, когда акимом Алматы был Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ, мы хотели собрать совместную ревизионную комиссию с ЮНЕСКО. Так Министерство культуры за 5 дней создало свою комиссию из тех же исполнителей-нарушителей! Они перепугались до смерти, что будет другой орган. Я разговаривала на этот счет со многими чиновниками, включая экс-министра культуры КУЛ-МУХАММЕДА. Перед тобой они бисер мечут, а потом снова берутся за свое.
P.S. В прошлом году была собрана представительная научно-практическая конференция, главной задачей которой было присвоение Алматы статуса тысячелетнего города. Мегаполис с подачи городских властей легко вошел в список городов-старожилов (Москве всего 854 года, щеглуха!), и вроде бы государство собиралось взять под особый контроль все археологические находки. Интересно, они уже тогда знали, каким именно способом это произойдет?
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, tulegen@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы