Лечение от влечения
В понедельник во время правительственного часа с министром здравоохранения РК Салидат КАИРБЕКОВОЙ (на левом снимке) депутат мажилиса Загипа БАЛИЕВА (на правом снимке) призвала медиков подумать, как лечить педофилов. Если, конечно, изуверы являются психически больными.
- В 2010 году мы ужесточили наказание для педофилов с 15 до 20 лет лишения свободы, однако в 2011 году был всплеск такого рода преступлений, - прокомментировала нашей газете свое видение проблемы г-жа Балиева. - Это значит, что принятые меры неэффективны. Но защищать детей от педофилов мы все же должны. Как? Сейчас в России после принятия в первом чтении закона об ужесточении наказания к детским насильникам стали раздаваться возгласы врачей: дескать, педофилы - психически больные люди. Если это так, тогда медики должны подумать, как их лечить и можно ли вылечить сексуальное влечение к детям. Если можно, то давайте делать это превентивно, а не постфактум, когда жизнь и здоровье ребенка уже искалечены. Если же педофилы не поддаются полному излечению, то ради будущего наших детей их нужно изолировать от общества, вплоть до пожизненного срока.
По мнению Загипы Балиевой, решение о принудительном или добровольном лечении педофилов нужно принимать после того, как государство определится с диагнозом такой категории людей. Но возможность лечения должна быть.
Смогут ли казахстанские психиатры защитить детей от насилия? Вот что об этом думают наши эксперты.
Эльвира ВАТЛИНА, председатель правления Детского фонда Казахстана:
Надо разобраться
- На мой взгляд, в предложении Загипы Балиевой есть здравое зерно. Мы должны разобраться, почему взрослые люди, чаще всего примерные семьянины, идут на такие преступления. Если проблема в серьезном психическом заболевании, то у такой категории наших соотечественников должна быть возможность получить качественную медицинскую помощь. Если же при явном нарушении психики человек отказывается лечиться, а затем совершает сексуальное преступление против ребенка, то наказание должно быть неотвратимым. Сложно спрогнозировать, насколько востребованной будет психическая помощь государства потенциальным педофилам, но я не исключаю, что многие задумаются: либо разрушить свою судьбу, сев за решетку, либо излечиться.
Анатолий ВАССЕРМАН, российский эрудит:
Не истерите, и будет счастье!
- Нынешняя истерия вокруг педофилов раскручена искусственно. До этого они почти не представляли общественной угрозы. Один из моих знакомых полагает даже, что педофилию раскрутили для того, чтобы создать новый выгодный рынок. До начала истерии в Западной Европе был всего один-единственный порнографический журнал на эту тему, причем балансирующий на грани закрытия, поскольку совершенно не пользовался спросом... Что касается конкретных мер против педофилов, мне представляется, что это должны быть меры психиатрического характера, поскольку чаще всего это происходит из-за глубоких поражений интеллекта.
Канат БЕРЕНТАЕВ, заместитель директора Центра анализа общественных проблем:
Меньше внимания - больше пользы
- Любые шаги государства по гуманизации исправительной системы должны рассматриваться в первую очередь с точки зрения полезности и снижения уровня преступности, а уж потом лояльности. Это касается и амнистии, и лечения уголовников у психиатра. Педофилию я считаю болезнью, навязанной обществом. Чем больше мы говорим об этом явлении, тем чаще такие факты имеют место. Всегда найдутся люди, которые на волне повышенного внимания к проблеме попытаются отхватить кусочек славы для себя. Вопросы об адекватности педофилов, конечно, есть. Но у таких субъектов, как правило, и куча заступников найдется, которые начнут оправдывать столь аморальное поведение. Сомневаюсь, что люди, склонные к педофилии, начнут штурмовать больницы в поисках психологической помощи. Ну а когда совершат преступление, станут уповать на то, что, мол, оказывается, больны и не знали об этом. Еще и требовать лечения начнут. И их будут оздоравливать за наш счет, вместо того чтобы наказывать. А оно нам надо?
Бахыт ТУМЕНОВА, президент ОФ “Аман-Саулык”:
Насильники бывают разными
- Идти по пути России, где принято решение о химической кастрации педофилов, нам пока не стоит, поскольку я слабо верю в эффективность такого способа борьбы с педофилией. Депутат Балиева права в том, что это явление - болезнь, связанная с психикой, поскольку адекватный человек вряд ли пойдет на преступление против ребенка. И у таких людей должна быть возможность лечиться. Но в каждом случае нужно разбираться индивидуально. Ведь нередко сексуальное насилие над детьми связано с другими факторами, нежели психическое заболевание. Например, злоупотребление алкоголем. Из этих соображений и нужно исходить, когда принимается решение о наказании человека. Кстати, по данным Всемирной организации здравоохранения, в развитых странах с хорошей медициной доля людей с психическими расстройствами составляет 10 процентов. У нас - 1,8 от общего числа населения. Мы какая-то особая нация? Вряд ли. Просто наша проблема в низкой выявляемости и диагностике заболеваний. Конечно, у педофилов на лбу это не написано, и внешне они выглядят вполне прилично, но если бы врачи общей практики в поликлиниках, к которым люди приходят за помощью с другими болячками, обращали внимание на отклонения в поведении и стали бить тревогу, выявляемость психических заболеваний значительно возросла.
Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ,
Алматы