9251

Источник повышенной безопасности

Кто устанавливает и регулирует цены на технический осмотр? Что делать, если в вашем городе еще нет станции техосмотра? Для кого предусмотрена ответственность в случае получения липового свидетельства о прохождении техосмотра? На эти и другие вопросы наших читателей на “прямой линии” отвечает заместитель председателя комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций РК Асет АСАВБАЕВ (на снимке).

Канат МЕРГЕНБАЕВ, Алматы:
В прошлом году я приобрел автомобиль 2007 года выпуска и прошел техосмотр. Нужно ли мне в этом году снова его проходить?
- Каждые 12 месяцев проходят техосмотр (ТО) автомобили старше 7 лет, транспорт в возрасте от 3 до 7 лет - каждые 2 года. Совершенно новые автомобили проходят ТО один раз в три года. В свидетельстве о прохождении ТО должно быть указано, когда вам нужно будет повторить процедуру.
Кстати, очень много вопросов к нам поступает от владельцев совершенно новых автомобилей. Согласно постановлению правительства № 523, принятому 17 мая 2011 года, к автомобилям в возрасте до 3 лет нет обязательного требования проходить техосмотр сразу после покупки в автомобильном салоне. С соответствующим письмом мы уже обратились в органы дорожной полиции во избежание споров с водителями.

Вопрос редакции газеты “Время”:
Кто устанавливает и контролирует цены на проведение техосмотра?
- Поскольку эта услуга передана в конкурентную среду, в этом вопросе нет государственного ценового регулирования. Стоимость технической диагностики центры устанавливают самостоятельно исходя из затрат по амортизации оборудования, оплаты труда и коммунальных услуг, налоговых отчислений. Но это вовсе не означает, что к центрам, необоснованно завышающим цены на ТО, не будут приниматься меры. В данный момент по четырем таким субъектам материалы переданы в Агентство по защите конкуренции (АЗК), которому и предстоит расследовать объективность установления высоких тарифов на проведение ТО. В среднем в регионах страны стоимость услуги составляет 1800-2000 тысячи тенге, в городах Алматы и Астане - 3-3,5 тысячи тенге. Причем каждый субъект услуги по техническому осмотру транспорта обязан уведомлять наш комитет как уполномоченный орган не только об установленных тарифах, но и об их повышении. Всю эту информацию мы затем размещаем на своем сайте.
Сегодня в республике насчитывается 70 центров технического осмотра, которые за январь и февраль успели проверить свыше 60 тысяч единиц транспорта. Каждый 6-й автомобиль не прошел проверку с первого раза. Это высокий показатель плохого состояния автопарка страны, причем в некоторых регионах до 30 процентов машин не соответствуют требованиям безопасности. В Алматы и Астане, где новых машин все-таки больше, показатель получше.

Калдыбай ЖАКСЫГОРИН, вопрос получен по электронной почте:
Я водитель со стажем более 45 лет. Считаю, что техосмотр - великая кормушка, которую нужно отменить, поскольку содержание автомобиля в исправном состоянии ежедневно - святая обязанность владельца. А контроль за их состоянием должны проводить сотрудники дорожной полиции. И, кстати, как проходят тех­­осмотр праворульные машины, у которых фары светят на встречную полосу и слепят других водителей?
- Очень рад, что у нас в стране есть ответственные водители, но таких, к сожалению, немного. Как раз по этой причине обязательный технический осмотр и необходим. Для его отмены нет никаких оснований. Довольно часто в этой связи в пример приводят Грузию, где, дескать, ТО для частного легкового транспорта отменен. На самом деле не отменен, а приостановлен до 2013 года для разработки оптимальных требований и параметров проведения. А грузопассажирский транспорт в Грузии проверялся, проверяется и будет проверяться. Все страны СНГ, включая Казахстан, являются участниками международного соглашения о принятии единообразных предписаний и требований к проведению ТО. Игнорировать этот документ мы не вправе.
Что касается праворульных автомобилей, то сейчас наш комитет прорабатывает вопрос технического решения этой проблемы, ведь не на все модели праворульного транс­порта есть европейские аналоги осветительных приборов. Например, в некоторых странах с правосторонним движением для праворульных автомобилей предусмотрено требование наклеивать на фары специальные “реснички” для снижения угла рассеивания света.
Сейчас несоответствие на праворульных автомобилях направления светового луча фары требованиям эксплуатации не является основанием для отказа в выдаче свидетельства о прохождении ТО, поскольку еще при ввозе на территорию страны эти машины были разрешены к эксплуатации.

Амантай УТЕМБАЕВ, Талдыкорган:
Будет ли станция диагностики нести ответственность, если выдала мне свидетельство о прохождении ТО, а на следующий день я попал в аварию из-за неисправности машины?
- Если при прохождении техосмотра автомобиль был исправен, а на следующий день произойдет ДТП из-за неисправности машины, нужно установить истинные его причины. Понятно же, что на следующий день исправный автомобиль при нормальной эксплуатации не может попасть в ДТП по технической причине: при техосмотре определяется состояние узлов и агрегатов для безопасной эксплуатации транспорта. Поэтому причинами ДТП по технической не­исправности могут являться другие факторы. В свою очередь, центры несут ответственность за выдачу свидетельства о прохождении техосмотра неисправным автомобилям.

Маргарита ВАРЕНКО, Алматы:
Пройдет ли техосмотр машина с самовольно установленными ксеноновыми фарами?
- При прохождении техосмотра главными проверяемыми параметрами являются сила, яркость, направленность и рассеивание света, а не тип светового прибора. Поэтому, если указанные параметры самовольно установленных световых приборов не соответствуют нормам, автомобиль тех­осмотр не пройдет.

Андрей КОВАЛЬЧУК, Балхаш:
Центры технического осмотра (ЦТО) у нас в городе еще не открыли, а у меня прошлогодний талон действителен до конца февраля. Ближайший ЦТО от нас на расстоянии 400 км - в Караганде, что весьма накладно для водителей. Где обещанные мобильные линии, которые должны выезжать для проведения ТО в другие города?
- Понимаю и разделяю ваше переживание. Отмечу, что в некоторых населенных пунктах республики - таких у нас 66 - исходя из малого количества транспорта, то есть менее 3 тысяч единиц, центров вообще не будет. Поскольку ЦТО частные, для них нерентабельно закупать дорогостоящее оборудование, которое вряд ли себя окупит. Поэтому для таких случаев мы предусмотрели, чтобы ЦТО в близлежащих городах в обязательном порядке имели мобильные линии проведения ТО. Их обязанность - строго по графику, согласованному с нами, объезжать отдаленные населенные пункты. В Балхаше мобильная линия начнет проведение ТО с сегодняшнего дня, то есть с 22 февраля, и закончит свою работу 28 марта. После чего приедет мобильная линия другого центра. К слову, всего в республике пока действуют 70 ЦТО, у каждого есть мобильная линия. Кроме того, в Балхаше в ближайшее время планируется организовать работу стационарной линии техосмотра.

Даулет, автолюбитель:
Сколько бы ни говорили об автоматизации процессов измерения при ТО, на самом деле человеческий фактор как был, так и остается. Был очевидцем, как в пункте ТО одного из автопарков г. Алматы специалист перебил вручную измеренные показания фар за определенную плату (расценка установлена от 6 тыс. тенге и выше), и машина успешно проходит ТО. Также отмечу малую пропускную способность центров (до 20 машин в сутки, если все делать по правилам) и их недостаточное количество (около десяти по г. Алматы).
- Подобного рода информация к нам уже поступала. В таких случаях мы организуем внеплановые проверки. Например, в ВКО центр, на который поступили жалобы о мздоимстве, закрылся до нашего приезда. Массовых проверок ЦТО мы пока не проводили, поскольку они только открылись.
Особенно отмечу, что внесение вручную изменений в диагностическую карту, конечно, позволяет выдать владельцу автомобиля свидетельство о прохождении ТО. Однако в программном обеспечении, которое является неотъемлемой частью оборудования, остается первоначальная информация об обнаруженных неисправностях. И при проверке центра это можно легко установить. Взлом программного обеспечения влечет потерю гарантии на оборудование, поэтому центрам невыгодно заниматься такого рода махинациями. Через некоторое время мы начнем проверки на добросовестность центров. И если факты фальсификаций будут выявлены, то за первое нарушение ЦТО будут оштрафованы в размере от 20 до 50 МРП, а за повторное нарушение - исключены из реестра, что лишит их права проведения обязательного ТО. В перспективе мы рассматриваем возможность разработки порядка аннулирования свидетельств о прохождении ТО, выданных на заведомо не­исправные автомобили.
Что касается низкого охвата ЦТО, то здесь вы не правы, ведь главное - не количество центров, а число линий и обслуживающего их персонала. В Алматы на 10 ЦТО функционируют 34 линии. На большинстве задействовано несколько работников, что значительно сокращает время проведения ТО. В данный момент никакого ажиотажа в водительской среде нет, поэтому даже имеющиеся мощности позволяют проводить работу спокойно. С учетом большого количества поданных заявок на открытие ЦТО, я думаю, в этом году мы справимся с задачей по техническому осмотру 3 млн. единиц транспорта.

Куат АЛИМЖАНОВ, Кокшетау:
Собираюсь покупать машину. Как в этом случае мне нужно будет пере­оформлять свидетельство о ТО, особенно если машина будет пригнана из другого региона?
- При переоформлении документов на автомобиль сотрудники дорожной полиции заверяют смену владельца и госномера в свидетельстве о прохождении ТО.

Ербол СЕЙТКАНОВ, вопрос получен по электронной почте:
Возможно ли, как раньше, подав заявку от юридического лица, провести ТО с выездом специалистов ЦТО на предприятие? Есть ли ограничения по годам выпуска транспортных средств при прохождении техосмотра? Нужно ли подтверждение уплаты налога на транспорт для юридических лиц и какой перечень документов необходим при прохождении техосмотра? Нужна ли справка из налоговой инспекции для физических лиц или достаточно квитанции об уплате налога за календарный год?
- Мобильные линии ЦТО для того и преду­смотрены, чтобы выезжать в отдаленные населенные пункты и на предприятия с большим автопарком. Этот вопрос решается путем договоренности. Ограничений по году выпуска транспортных средств нет. Главное - соответствие требованиям безопасности. Подтверждения уплаты налога для юридических лиц в ЦТО не требуется, достаточно предъявить документы на транспорт. Что касается справки налоговых органов для физических лиц об уплате налога, это  не­обязательный для прохождения ТО документ, о чем мы уже уведомили ЦТО. По требованиям законодательства квитанции об уплате налога вполне достаточно.
К концу года мы планируем внедрить единую систему контроля совместно с налоговыми органами и дорожной полицией, в связи с чем перечень документов, предъявляемых при прохождении ТО, будет значительно сокращен. А пока физическим лицам нужно иметь при себе оригиналы техпаспорта на автомобиль, страховой полис и квитанцию об уплате налога.

Александра АЛЁХОВА, фото предоставлено пресс-службой МТК РК, Алматы

[url=http://www.time.kz/uploads/news/26019/spisok_centrov_tehnicheskogo_osmotra.doc]Список центров технического осмотра[/url]

[url=http://www.time.kz/uploads/news/26019/grafik_raboty_mobilnyh_liniy.xls]График работы мобильных ЦТО на февраль, март и апрель 2012 года[/url]

Поделиться
Класснуть