8164

Осмотри в оба!

Суббота, 9 утра. На улице легкий морозец, а в центре технического осмотра сегодня будет жаркий день. Десятки железных коней уже выстроились вереницей перед воротами, чтобы пройти долгожданный техосмотр. Многие приехали занимать очередь аж в 5 утра! Такие вряд ли помянут добрым словом родной Минтранском. Что ж, пока в Алматы - дефицит специализированных станций.

Наши корреспонденты в минувшие выходные отправились на одну из алматинских станций техосмотра понаблюдать за тем, как “смотрят в зубы” железным коням.
Нас приветливо встретил директор центра Евгений ГОРБАЧЕВ.
Первым делом интересуемся, почему такие очереди.
- Сейчас у нас работает только одна линия, - поясняет Евгений Иванович. - Но скоро запустим вторую, так что будем работать в два раза быстрее.
Всего же в Алматы на 10 авторизованных станций приходится около 25-30 досмотровых линий. А по оценкам спецов, нужно в два раза больше. Отсюда очереди. К тому же в южной столице техосмотр проходят не только горожане, но и водители из области.
- То, что теперь сняли ограничения по территориальному признаку, считаю, очень хорошо, - говорит Горбачев. - Например, водитель - житель Алматы, а машина у него астанинская, скажем, взял у брата по доверенности. Раньше надо было в столицу ехать на техосмотр, а теперь его можно пройти в любой точке страны.
Пока мы беседуем с руководством, подходит водитель и начинает жаловаться.
- Я вот снял все копии документов, а у меня их здесь не принимают...
- А зачем копии? Нам оригиналы нужны, - отвечает Евгений Иванович.
- В постановлении правительства четко сказано: при техосмотре нужно представить оригиналы трех документов: техпаспорт, справку об уплате налога и страховку.
Горбачев поясняет: пока новая система только обкатывается, у автовладельцев много вопросов и недопонимания. Но со временем, уверен он, все устаканится.

В бокс заезжает очередная машина. Ее водителю мы предлагаем пройти техосмотр вместе.
У Валерия Николаевича “Нис­сан” 2005 года. Говорит, за тех­осмотр не волнуется. Сначала он подает три вышеназванных документа оператору и оплачивает техосмотр. Цена, кстати, здесь составная. Например, проверка тормозов стоит 1000 тенге, рулевого управления - 400 и т.д. Вкупе набегает 3100 тенге (на других станциях эта цена может достигать 6 тыс. тенге). Оператор вносит автомобиль в базу данных.
Затем водитель передает свою машину механикам. Машина проходит первую ступень. Тут проверяют кузов, выхлоп, наличие аптечки, огнетушителя и аварийного знака. Механики между делом говорят: техосмотр не проходят 10-20% машин.
При выявлении неисправности водитель едет “лечиться” на любую СТО. Если возвращается в течение 10 календарных дней, то повторно заплатит только за ту процедуру, за которую не был поставлен зачет. Если не успел отремонтироваться за 10 дней - техосмотр придется проходить заново.
- Когда машина не проходит тех­осмотр, многие водители пугаются, - говорит механик Виктор ГАВРИН. - Я считаю, что это, наоборот, хорошо. Мы ведь выявляем неисправность заранее, пока, не дай бог, что-то не случилось.
Тем временем авто Валерия Николаевича передвигается на следующую ступень. Здесь проверяют тормоза и рулевое управление, машину фотографирует камера: снимок будет тут же напечатан в диагностической карте как одно из доказательств того, что машина действительно была на техосмотре.

- Кстати, почему за рулем сидит ваш механик, а не сам водитель?
- Это безопаснее, - говорит Гаврин. - Водитель по неопытности может навредить своей машине, упасть в яму, испортить наше оборудование. А наши механики очень аккуратны.
В это время “Ниссан” заезжает на яму. Механик спускается вниз и осматривает дно машины, в том числе соединение глушителей, шлангов, тормозных трубок, проверяет, нет ли где подтеков масла и других жидкостей.
Гаврин продолжает:
- Одна из самых распространенных ошибок водителей - многие меняют только передние тормозные колодки, а про задние забывают. На техосмотре это сразу выявляется.
Еще одна частая проблема - многие владельцы машин с автоматической коробкой передач не пользуются ручным тормозом годами. На техосмотре и выясняется, что ручник уже давно заржавел...
Следующий этап - проверка фар. Специальный прибор проверяет ближний и дальний свет, поворотники и противотуманные фары. Все! Техосмотр пройден. Замечаний нет. Вся процедура заняла около 15 минут. Работники станции говорят, что это время можно сократить и до 8 минут - все зависит от состояния машины.
Водителю выписывают талон. В следующий раз его ждут через год.
- Машины в возрасте от 1 до 3 лет, включая год выпуска, проходят техосмотр раз в 36 месяцев, - поясняет Евгений Горбачев. - Авто в возрасте от 3 до 7 лет проверяется раз в 24 месяца. Машины старше 7 лет - каждый год.

- Есть ли водители, которые, не пройдя техосмотр, за определенную мзду все равно просят выдать им талон? - интересуемся мы.
- Люди всякие бывают... - пожимает плечами Евгений Иванович. - Но шила в мешке не утаишь. Для того и нужна фоторегистрация.
На станцию заезжает праворульная “Тойота Карина ЕД”. Машина 1994 года. Ее водитель Женя переживает за фары - у “праворуких” они не предназначены для наших дорог. Действительно, пройдя без проблем все пункты осмотра, “Тойота” прокалывается на проверке света.
- Вот это - норма, а вот ваши показатели, - показывает Жене механик на прибор. На аппарате заметна значительная разница. - Это “болезнь” всех “праворулек”.
Водитель нервничает. Но его успокаивают: владельцам праворульных авто дается год на исправление ситуации. “Тойота” тоже проходит техосмотр.
Евгений утверждает: новые условия прохождения техосмотра ему нравятся: тут чистый красивый бокс, все механики в опрятной фирменной робе.
Сотрудники станции утверждают: за 1,5 месяца работы все меньше машин приезжает с неисправностями. Видимо, среди водителей уже поползли слухи, и многие, прежде чем ехать на тех­осмотр, приводят своих железных коней в порядок. Автовладельцы говорят: если бы некоторые станции не задирали расценки и работали без очередей, такому техосмотру цены бы не было.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть