12817

Тайна индейского хана

Верховный суд республики 24 января 2012 года поставил точку в весьма скандальном процессе североказахстанского художника Валерия КРЕСТНИКОВА с местным производителем пищевых полуфабрикатов Максимом КАЛИНИНЫМ. Полыхавший между ними почти два года конфликт в народе прозвали “пельменная битва”, а наблюдавшие за его ходом узнали много нового о современном искусстве вообще и повадках нынешней богемы в частности.

В 2006 году художник Валерий Крестников был любим и обласкан властью в лице тогдашнего акима Северо-Казахстанской области Таира МАНСУРОВА. Этот политдеятель в ту пору создавал себе имидж мецената и покровителя искусств, а художник, ловя момент, писал батальные и исторические полотна с национальным колоритом, которые по распоряжению акима покупал у него областной краеведческий музей. Так на злобу дня и родилась у творца картина “Юность Абылая”.
Представитель музея Ирина ПАЛАМАРЧУК рассказывала впоследствии в суде, что первоначальный вариант картины (фото № 1) Таир Мансуров решительно забраковал. Не понравился ему простоволосый хан Абылай - и велел он художнику надеть на него шлем. Переделанный вариант этой картины (фото № 2) попал в музей, и Крестникову за него было заплачено 370 тысяч тенге.

Вскоре после рождения “шедевра” к художнику обратился дизайнер Виталий РЕЗУНОВ - как он позже утверждал в суде - за разрешением использовать эту картину при оформлении упаковки для пельменей ТОО “Максимальный размах”, и ее автор это великодушно разрешил. В результате пельмени “Батыр” с ханом на упаковке (фото № 3) несколько лет беспрепятственно продавались в местных магазинах.
Но в начале августа 2010 года в суд поступил иск Крестникова о нарушении его авторских прав использованием фрагмента картины “Юность Абылая” на пакетах с пельменями, интересы же художника на процессах вызвалась представлять его супруга Вера ГАВРИЛКО. Иск, предъявленный директору ТОО “Максимальный размах” Максиму КАЛИНИНУ в 20 тысяч минимальных размеров заработной платы, равнялся в ту пору 299 миллионам 40 тысячам тенге. Художник уверял в суде, что разрешение он давал только на разработку дизайна, а не на использование плодов своего труда.
Надо сказать, жена художника к тому времени уже снискала в Петропавловске славу весьма скандальной особы своим умением генерировать и развивать конфликты практически с любым человеком, неудачно попавшим в ее поле зрения. Да и директор ТОО Максим Калинин, по отзывам трудящихся, тоже совсем не страдал голубиной кротостью нрава. Так что война между ними разгорелась нешуточная, с применением самых разнообразных средств и приемов. Для нанесения врагу максимально возможного ущерба Вера Гаврилко привлекала к борьбе различные структуры - от Госсанэпиднадзора с проверками качества пельменей “Батыр” до прокуратуры и акимата города.

Являясь собкором одного из республиканских изданий, супруга художника обращалась даже… в областной совет по журналистской этике. И требовала беспощадно осудить действия преподавателя университета и практикующего юриста, представителя ответчиков Павла АФАНАСЬЕВА. По ее мнению, этот член областного Союза журналистов крайне грубо нарушал журналистскую этику, выступая в суде против Крестникова, супруга которого, то бишь она сама, является работником СМИ. И напрасно коллеги по цеху пытались объяснить разгневанной даме, что этот сугубо материальный конфликт художника с производителем пельменей к журналистике не имеет никакого отношения. Гаврилко предала всех позору, демонстративно написала заявление о выходе из совета и прекратила здороваться с несговорчивыми коллегами. А в подъезде дома Павла Афанасьева и в коридорах университета, где он работает преподавателем, вдруг стали появляться листовки крайне мерзкого и порочащего его содержания. Исполнителя этой диверсии юристу установить так и не удалось.
Между тем пельменщики чуть ранее нанесли противнику ответный удар. Они обнаружили в глубинах Интернета весьма любопытную картину американского художника Крейга ТЕННАНТА под названием The Sentinels, что в переводе означает “Стражи” или “Часовые” (фото № 4). И обнародовали сей факт, предоставив изображение картины американца в суде - в качестве доказательства того, что Крестников украл плоды чужого труда, а потому и не может претендовать на эту огромную, почти 300 миллионов тенге, компенсацию. Пока жители города развлекались игрой “Найди 10 отличий” в картинах их соотечественника и чужестранца, производители пельменей написали письмо американцу Теннанту, но ответа так и не дождались.

Позже экспертиза установила: “Произведение Крестникова В.В. “Юность Абылая” содержит творчески переработанную цитату из произведения Крейга Теннанта “Часовые”: композиционное решение двух фигур - хищного зверя и мужчины, расположившихся на каменных валунах в левой части полотна, что является вполне допустимым в современном искусстве”. Правда, некоторым гражданам казалось, что эта самая “цитата” и является главным элементом картины, а все остальное непонятно зачем к ней прилеплено. Но из выступлений в суде они узнали, что привычка художников тырить друг у друга работы и слегка их переделывать, выдавая потом за свое творение, называется мудреным словом реминисценция и является распространенным явлением в творческой среде.
И все же явление в конфликт картины американца тогда раскололо возбудившуюся творческую интеллигенцию Петропавловска на два лагеря. Одни заявляли, что воровать вообще негоже, но раз пошла такая пьянка, рисунок на пельменях тогда тоже можно считать реминисценцией. Другие же утверждали, что художников обижать нельзя и богатым пельменщикам, мол, следует раскошелиться по полной программе.
Похоже, явление картины американца оказало большое влияние и на суд. Во всяком случае, 6 апреля 2011 года он постановил выплатить Валерию Крестникову только 739 тысяч 960 тенге компенсации, а последующие инстанции, вплоть до Верховного суда, оставили эту сумму без изменения.

P.S. Репутационные потери в битве за 300 миллионов никто не считал. В ТОО “Максимальный размах” в это время началась процедура банкротства. Крестников покинул пост председателя североказахстанского филиала Казахстанской ассоциации художников и перестал вести бурную общественную жизнь. Картина “Юность Абылая” по-прежнему висит в музее. Узнать мнение бывшего акима области, а ныне генерального секретаря ЕврАзЭС Таира Мансурова по поводу покупки за 370 тысяч бюджетных тенге перелицованной в большого домашнего кота американской пумы и переодетого ханом Абылаем индейца нам не удалось.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail: mukomol@mail.kz

Поделиться
Класснуть