Беспосадочный перевод
Прежнее руководство аэропорта Астаны, в состав которого входил нынешний глава комитета гражданской авиации (КГА) Минтранскома Бекен СЕЙДАХМЕТОВ (на снимке), безвозвратно “похоронило” на счетах канувшего в Лету Валют-Транзит Банка 352 миллиона государственных тенге.
Эта история началась целыx 7 лет назад - в феврале далекого 2005 года, когда на счет АО “Международный аэропорт Астана” (МАА) в Народном банке упал огромный государственный транш в сумме 1 млрд. 762 млн. тенге. Столь внушительная сумма предназначалась столичной воздушной гавани на дооборудование взлетно-посадочной полосы и строительство крытого автопаркинга. Проект реконструкции объекта был утвержден постановлением правительства 22 декабря 2004 года.
Чем администрации аэропорта не угодил счет в Народном банке, мы не знаем, но в тот же день, 25 февраля, от имени тогдашнего президента МАА Серика КАПАРОВА с Астанинским филиалом Валют-Транзит Банка (ВТБ) был заключен договор об открытии счета. На него в считаные дни и были переведены все 1,5 млрд. бюджетных денег, предназначенных для реконструкции аэропорта, несмотря на то что банк к тому времени уже трещал по швам.
Между прочим, в банковском сообществе о том, что Валют-Транзит, что называется, заваливается, в 2005 году уже прекрасно знали. 28 декабря 2006-го Григорий МАРЧЕНКО, возглавлявший тогда Народный банк, сказал на пресс-конференции:
- Мы об этом знали. Мы закрыли все линии на Валют-Транзит в феврале 2005 года. Практически в это время, весной 2005 года, все крупные банки, за редким исключением, сделали то же самое (http://www.nomad.su/?a=4-200612280211).
К середине 2006 года, когда на счете аэропорта Астаны в ВТБ оставалось 440,5 млн. неистраченных тенге, в воздушной гавани столицы сменилось руководство: первый вице-президент АО МАА Бекен Сейдахметов был назначен… директором того самого столичного филиала ВТБ, в котором хранились остатки бюджетных денег. Странное совпадение, не правда ли? Однако этот пунктик в официальной биографии нынешнего главы КГА почему-то отсутствует, хотя за три с небольшим месяца, что там проработал, он не только возглавлял филиал ВТБ, но и служил директором по работе с VIP-клиентами. Об этом в ответе на официальный запрос редакции сообщил председатель комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Нацбанка Куат КОЖАХМЕТОВ.
Соль ситуации заключается в том, что вышеупомянутые нами миллионы аэропорт вернуть обратно так и не смог, хоть новый президент АО МАА Абдель КИПШАКБАЕВ вел с руководством филиала активную переписку в бытность его руководителем г-на Сейдахметова. А Кипшакбаев искал справедливости в Минфине, Нацбанке и даже в финполиции. Но… воз и ныне там.
Весьма любопытно еще одно обстоятельство: со счета в ВТБ аэропортовские “лимоны” за июнь 2006 года (г-н Сейдахметов работал в филиале банка с апреля по июль того же года) успели в три транша перекочевать на никому не известный счет, а затем вернуться обратно. В итоге руководство Валют-Транзита оформило эту операцию как ошибочно акцептованную сотрудником банка.
В октябре 2006 года Абдель Кипшакбаев узнает: со счета аэропорта в филиале ВТБ списаны 352 млн. 713 тысяч тенге. Куда и зачем списаны - непонятно. Президент аэропорта пишет в филиал банка письмо с просьбой разъяснить, в каком направлении улетучились государственные деньги.
А 1 декабря 2006 года, когда махинациями в ВТБ вплотную занялась финансовая полиция, и.о. председателя правления банка Индира САГИНДЫКОВА честно сообщает администрации аэропорта: платеж на сумму 352 миллиона тенге не исполнен в связи с проблемами текущей ликвидности банка, ставшей следствием массового оттока клиентов.
Вскоре ВТБ был объявлен банкротом.
С тех пор столичный аэропорт ведет безуспешные переговоры с ликвидационной комиссией по возврату бюджетных средств, а с подрядчиками, занятыми реконструкцией аэропорта, пришлось рассчитываться из других источников.
Вся эта темная история вызывает несколько вопросов. Во-первых, зачем прежнее руководство АО МАА вообще затеяло перевод денег из стабильного банка в едва дышащий? Во-вторых, случайно ли эпопея со списанием нескольких сотен миллионов тенге случилась аккурат в момент руководства филиалом ВТБ Бекена Сейдахметова? И наконец, в-третьих, почему исчезновением этих денег не заинтересовались компетентные органы? Так или иначе, но карьера Бекена Канеловича пошла в гору: отдохнув с полгодика от трудов в ВТБ, он в ноябре 2006 года получил должность главного эксперта в группе по управлению транспортными активами холдинга “Самрук” (тогда еще не слитого с “Казыной”), потом возглавил РГП “Казаэропроект”, а теперь рулит гражданской авиацией в Минтранскоме?
За ответом мы обратились к самому господину Сейдахметову, позвонив ему на служебный телефон.
- Бекен Канелович, у нас к вам есть несколько вопросов, связанных с вашей деятельностью в 2005 году на посту первого вице-президента аэропорта Астаны. Речь идет о бюджетных средствах, которые были перечислены в Валют-Транзит Банк и там “сгорели”…
- Я по телефону не уполномочен на такие вопросы отвечать.
- А как тогда вы предлагаете это сделать?
- Я вас не знаю. Вы сказали - газета “Время”? Вы же не следственный орган.
- Конечно не следственный, но вопрос: зачем деньги из Народного банка в ВТБ были переведены? Договор с ВТБ от имени президента аэропорта Серика Капарова подписывали вы?
- Капаров на тот период не работал, тогда был Роберт ЯНГ.
- В договоре указан Серик Капаров и стоит вроде бы ваша подпись...
- Я не помню этого.
- И все же зачем нужно было переводить деньги?
- Я не знаю даже.
- 352 миллиона “сгорело” в общей сложности...
- На тот момент Валют-Транзит был успешным банком, ситуация в банке была нормальная. Банк “сгорел” позже. Мы с Народным банком тогда не работали, работали с ВТБ на тот момент.
- Почему в вашей официальной биографии отсутствует информация о том, что несколько месяцев в 2006 году вы были руководителем столичного филиала ВТБ, с которым и был заключен договор о переводе?
- Это черная история моей биографии. Я не рад, что я там работал, я два месяца поработал и ушел. А потом был безработным.
- А этот пунктик вашей биографии как-то связан с тем, что аэропорт сотрудничал с ВТБ?
- Нет, меня просто пригласили, я посмотрел ситуацию, разобрался и ушел. Тем более даже аэропорту помог на тот момент вытащить (деньги. - А. А.)... То руководство, которое там было, я даже предупреждал, что ситуация там (в банке. - А. А.) плохая. Тогда президентом был г-н Кипшакбаев. Я говорил ему: давайте быстрее вытаскивайте свои деньги, которые остались. Даже помог какие-то деньги вытащить оттуда. Ну а со стороны аэропорта… Они сказали: мы в суд подадим, в финпол. Надо было деньги вытаскивать, а у них понимания этого не было.
- Насколько мы знаем, ситуация с аэропортом была одним из эпизодов расследования финансовой полицией уголовного дела против топ-менеджмента Валют-Транзит Банка, вроде бы Капаров был даже допрошен. А вас не допрашивали как первого вице-президента АО МАА на тот момент?
- Меня никто не допрашивал. И Капарова, насколько я знаю, тоже. Впервые слышу.
Что ж, как говорится в таких случаях, no comment…
Александра АЛЁХОВА, alyokhova@time.kz, Алматы