Черно-белая любовь Ассоль
Окунуться в фантастический мир книжной графики предлагает мастер этого жанра Ассоль САС, персональная выставка которой открылась вчера, 27 января, в алматинской галерее “ARK”. Экспозиция “Словарный запас” порадует как любителей классического искусства, так и поклонников иллюстрации.
Ее рисунки называют сюрреалистическими, импрессионистскими и загадочными, а о самой Ассоль говорят: волшебница, под кистью которой книга оживает. В ее портфолио работы над многими произведениями, причем самого разного жанра. На выставке представлены иллюстрации к уже изданным и будущим книгам: к “Мамлюку” Ермека ТУРСУНОВА, “Подземному принцу” Софии ПРОКОФЬЕВОЙ, “Хазарскому словарю” Милорада ПАВИЧА, сказкам Андерсена и т.д.
- Я с детства мечтала быть иллюстратором, - рассказывает Ассоль. - Смотрела на картинки в книгах и мечтала, что когда-нибудь кто-то будет смотреть и мои рисунки. Придумывала истории, персонажей, диалоги, разговаривала с ними и за них. Первую свою книжку написала, нарисовала и склеила в 6 лет. С тех пор, можно сказать, и началась моя карьера художника-иллюстратора.
- Это ваша первая выставка. Долго готовили ее?
- Специально рисунки на выставку я не готовила. Просто у меня накопились книги, которые я рисую. И я почувствовала, что хочу этим поделиться с алматинцами.
- Быть иллюстратором - это дар? И в чем отличие мастеров книжной графики от иных живописцев?
- Иллюстратор не так свободен, как художник. Нужно всегда соблюдать тонкую грань: художник - читатель. Рисунок должен быть единым организмом с текстом, чтобы читатель это почувствовал. Что касается дара, то, наверное, да. Но любой талант нужно развивать и совершенствовать.
- Вы иллюстрируете только те книжки, которые вам симпатичны, или считаете, что работа есть работа?
- Неприятная, нелюбимая книжка может страшно отомстить, ее ни через какую силу не потянешь, если она не приносит радости и удовольствия. Поэтому если я с первой страницы понимаю, что это не мое, - не берусь. Зачем обманывать читателя. Не берусь за заказ, если в произведении нет какой-то драматической стези. Однажды предложили очень интересный рассказ про мишек, но я отказалась. Во-первых, мишек не умею рисовать, а во-вторых, где драматизм? Я люблю сложные персонажи, многослойные сюжеты, люблю отыскивать скрытые смыслы.
- Сколько времени уходит на создание одной работы?
- По-разному. Все зависит от объема произведения, размера. Это тот малый момент, который никогда не могу объяснить заказчику, - я не знаю, сколько времени уйдет на работу. Например, когда пригласили работать над книгой “Легенды древнего Казахстана”, то сказали, что на все у меня полтора месяца. В итоге я рисовала восемь месяцев. Это была моя самая длинная книга.
- Ваши рисунки называют фактурными. Что за технику вы используете?
- Я работаю с акрилом, который затем заливается тушью. Это достаточно сложная техника, но рисунки получаются объемными.
- В момент, когда на белом листе рождается фигура или сюжет, вы чувствуете себя волшебницей?
- Я испытываю огромный кайф: было черное пятно и - раз - получилась картинка. Наверное, в какой-то степени это волшебство. И ты словно ныряешь в другое измерение, где картинки из головы оживают, а герои приобретают характер.
- В основном вы рисуете людей?
- Да. Хотя после того как я закончила работу над “Легендами древнего Казахстана”, где было много мистических существ, мне захотелось создать свою серию легенд. Так у меня родилась серая волчица, которая выкормила мальчика, брошенного в степи, и он стал вождем главного жуза. Ермек Турсунов, увидев этот рисунок, сказал: “Вот это мне и надо”. Я была удивлена, потому что его произведение совершенно лишено мистики, но мне очень понравился роман, и я нарисовала его аллегорично.
- У вас не так много цветных работ. Почему?
- Потому что в советское время была плохая полиграфия: все рисунки были черно-белыми, чему я очень рада.
- Вам никогда не хотелось заняться классической живописью?
- Я книги люблю. Мне очень нужно с ними общаться. Бывает одна фраза может создать картинку.
- Насколько я знаю, вы написали свою книгу. Как продвигаются дела с публикацией?
- Пока никак. Проще рисовать книги, чем издавать их.
- У вас такое интересное имя. В честь героини повести “Алые паруса”?
- Да. Это папа так меня назвал. Знаете, имя мне подходит. Я только на вид кажусь хрупкой и нежной, а так вполне могу сдачи дать. Это, кстати, и в рисунках отражается. В юности, пока искала свой стиль, часто иллюстрировала статьи отца, он журналист. Однажды он не выдержал и сказал: “Ты такая тонкая, у тебя такое имя красивое, что же ты так жестко рисуешь”.
- Встретили вы своего Грэя?
- Конечно. Мой супруг - это моя надежная опора. Он тоже художник. Бывает, что в середине и в конце работы над книгой начинаю себя критиковать, и процесс тормозится. В таких случаях ситуацию спасает супруг. Еще одна моя спасительница - до*Цензура*, которая учит меня детской открытости и непосредственности, которые потом помогают мне в работе над сказками.
- О чем мечтаете как иллюстратор?
- Актеры говорят: “Мечтаю сыграть Гамлета!”. А я мечтаю нарисовать произведения Шекспира. Что именно? “Гамлета”, “Короля Лира”.
Выставка продлится до 29 февраля.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото из архива Ассоль САС, Алматы