Бегство из рая
(“Плетенье чепухи”, 16-я тетрадь)
Дурной сон
Казахстан экономически и духовно процветает не по дням, а по часам. Успехи прямо-таки грандиозные. Достаточно послушать “Хабар”, “Казправду”, “Нур Отан”.
Но вот вопрос: почему 28,5 процента опрошенных в 16 городах страны говорят об отъезде? Чемоданные настроения (см. “Экспресс К” от 25.10. 2011 г.) присутствуют у каждого шестого казаха, каждого второго русского и у половины представителей других этносов, населяющих Казахстан?
И куда хотят уезжать? В Россию, Западную Европу, США, Германию.
В чем дело? Почему бегут из казахстанского рая? Кто ответит?
Я лично и в дурном сне этого не представляю. Для меня вне Казахстана нет никакой жизни. Я только здесь чувствую себя востребованным. Возможно, я стар? Как-никак оседлал две семерки. А молодые думают иначе?
Кто же ещё?
В “Известиях-Казахстан” (29.11.2011 г.) на первой полосе в левом углу крупный заголовок: “Президент уверен в победе “Нур Отана”.
Подумалось: я совсем не президент, но в победе “Нур Отана” ничуть не сомневаюсь. Кто же еще?
Базара нет!
Канун 20-летия независимости. У всех на устах одна тема: президента его верные сардары выдвигают на Кахармана, на Золотую Звезду и на “Отан”. Одни по этому поводу ликуют, другие вроде как неловкость испытывают. Журналисты обращаются ко мне: прокомментируйте.
Комментирую: а что, собственно, происходит? Скольких славных азаматов президент наградил и тем, и другим, и третьим?!
Он что, хуже? Или за двадцать лет правления государством он этих званий не заслужил? И что, в конце концов, он должен всем давать, а ему - ничего?
То-то же! Какой тут может быть дау-дамай?
Другой вопрос: нужно ли ему это? Если нужно - пожалуйста. Как говорится, базара нет.
Извините за нахальство, но и я, полагаю, кое-что заслуживаю. Ну, скажем, медальку “Ерен еңгебi ұшiн”, или орденок “Құрмет”, или “Дружбу” второй степени.
Опять-таки другой вопрос: нужно ли мне это?
Не нужно! Уже… Так что и тут базара никакого.
Ясно?
Ну и ладненько. Тема исчерпана.
Сотрясение воздуха
В перманентных языковых диспутах и митингах дело дошло до того, что одна часть казахов забрасывает другую часть тухлыми яйцами, а последние первых - какашками-говняшками. И таким образом хотят достичь национального единства и развития духовного самосознания?!
Смешно и горько!
Позор и стыдобушка!
Срам на весь мир!
Неужели горе-нацпаты не в состоянии уразуметь, что подобные побоища приведут к гибели, самоуничтожению нации?!
Вот масқара-то, масқара!
Столько первостепенных проблем вокруг, а они, эти агрессивные хунвейбины, зациклились на вопросах, далеких от реальности. Родной язык нуждается в защите? Несомненно! Вот ты его защищай, учи и пропагандируй. А не ищи врагов и оправдания своей бестолковости.
Честно говоря, аляуляй о языке, длящийся более 20 лет, абсолютно не корректен: за такое время не воздух сотрясать надо, а просто-напросто выучить язык.
Я “за” казахский язык, говорю и пишу на нем, всю жизнь свою любовь конкретно доказываю и никак не хочу, чтобы казахи, разделившись на два стана, друг в друга пуляли тухлыми яйцами и говняшками-какашками. Ой, Алла-ай, разве у казахов мало других бед?
Ну, хорошо: довольно жонглировать терминами, заниматься казуистикой, уберем “официальный” из Конституции, и что - это спасет язык?
Как бы не так!
Пустое это, джигиты, пустое.
Утверждать себя надо не ором, не митингами и тухлыми яйцами.
Для отвода глаз
По выщербленной серой дороге от улицы Кабанбая батыра до памятника Чокану Валиханову я ежедневно хожу-брожу вот уже в течение 35 лет. За эти годы многослойный асфальт весь искрошился, растрескался, весь в сплошных выбоинах, рытвинах, ямах, ухабах, будто по нему прошла танковая колонна. Ныне еще умудрились некие тати сковырнуть замшелые бордюры, обезобразив обочины дороги. Время от времени дорогу вроде как ремонтируют, там-сям снимают верхний слой для отвода глаз, накладывают малые и большие заплаты, засыпают битумом, по мере возможности тяп-ляп утюживают катком. И смотреть на такую дорогу тошно, и ходишь-спотыкаешься.
Стыд и позорище!
Наверняка в каких-то городских отчетах доложили: проложили новый асфальт. А денежки - фьюить! - осели в чей-то карман.
Вот бреду я, постукивая костылем, по этой истерзанной, адовой дороге к задумчивому Чокану, а перед глазами стоят испещренные редактурой только что вышедшие из печати книги одного корифея отечественной литературы. Есть у него такая давняя страсть - вносить судорожные коррективы в свои изданные-переизданные тексты. Любит он вымарывать отдельные словечки, фразы, предложения и даже целые абзацы, накладывать заплаты на заплату, выявлять некие огрехи, заполнять очевидные рытвины словесной жижей, утрамбовывать редакторским катком. Его дело. Хозяин - барин. Когда терзают таким образом рукопись, кто бы спорил. Совершенству ведь нет предела. Ну а если заплатами покрывают стародавний текст, до того изданный десятки раз, то это явно смахивает на некую причуду. На видимость работы. Вот и померещилось мне нечто общее между залатанной городской дорогой и испещренным книжным текстом корифея.
Но разве речь о прозе патриарха?
Дорога, ведущая к Чокану, напоминает мне и политику нашей страны.
Все у нас так. И в этом-то вся загвоздка.
Вся наша дорога в ухабах, рытвинах, выбоинах, промоинах, яминах, трещинах, траншеях, крошеве. Ее надо бы очистить до основания, до грунта, снять все стародавние, в тяжкой коросте слои, застлать заново, а не накладывать время от времени грубые и уродливые заплаты-рубища.
Бреду по дороге к Чокану и с тоской и стыдобушкой смотрю на черные, четырехугольные заплаты на разбитом сером асфальте, на траншеи по краям, из которых выковырнули для чьей-то надобности прежние бордюры.
Ай, что-то не так, ребята! На одних показушных заплатах далеко ли ускачешь?
Лапша на ушах
Нет, это уже не смешно. Ей-богу!
Сидят человек двенадцать из высшего эшелона правителей за длинным овальным столом в ослепительном зале и обсуждают ход и метод борьбы с коррупцией в стране. Все серьезны, решительны, на лицах сосредоточенность и озабоченность, уткнулись в бумаги радетели народа и признанные борцы за справедливость.
Все знают друг о друге всю подноготную: кто сколько сумел в смутное время прихватизировать, какую сумму держит на закордонных счетах, с кем водит шахер-махер и дела-делишки, у кого в какой стране заведена недвижимость, у кого что припасено на черный день, кто сколько сумел надежно припрятать и записать на имя родственников, кто сколькими владеет домами, виллами, коттеджами, землей, объектами, банками, изданиями, кто какими миллионами или миллиардами втихаря ворочает, в какой степени у каждого рыльце в пушку, кто кого крышует, у кого какой бизнес, кто какими токалками себя ублажает, кто каких балашек завел на стороне.
Все-все им доподлинно известно. Да и народ каждого насквозь видит. Разве в наше время что-нибудь утаишь?
Однако высокие господа из высокой комиссии строго обсуждают коррупцию в государстве. А позорных фактов выявлено немало. В списке отъявленных взяточников некий директор средней школы, заведующая детским садом, главный врач районной больницы, начальник автопарка, директор гостиницы, управляющий аптекой, сотрудник из департамента культуры, ловкач из банка, жулик из цирка, прохиндей из зоопарка, воришка из треста, сводница из микрорайона, гаишник, бухгалтер, замакима и прочие славные азаматы-патриоты.
Ату их, ату!
Идет беспощадная борьба с коррупционерами.
И пусть страна это знает!
Ну не смешно разве? Смешно до слез.
Кто кому вешает лапшу на уши?
Эх, фарисеи!
Саруар и Абиш
Обычно я не читаю официальных выступлений высоких господ, зная, что они, как правило, плод заемных умов, словесной трескотни, банальности и дешевой демагогии. Речь саруара по случаю 1500-летия Туркестана я все же, находясь в больнице, внимательно прочел. Всю основную часть - вижу - написал, скорее всего, Абиш, несколько высокопарно (по случаю юбилея), с накруткой разных мудреных слов (в его стиле), но со знанием факта и материала. Многое из того, что он написал, саруар, естественно, не знает и не понимает. Язык саруара беден и тускл, это партийно-советская абракадабра. А Абиш -
человек знающий, грамотный и одаренный, хотя и продал свой дар лживой политике, как Фауст свою душу Мефистофелю. Обратил я внимание на такие слова и выражения в докладе: сакральный центр, град Туркестан, мюрид (ученик-последователь), насельники Великой Степи, Есим Храбрый, Тауке Справедливый, Аблай Великий, “Дивани хикмет” - “Книга мудрости”, свод законов “Жеты жаргы” - “Семь уложений”.
Вот типично абишевский набор: “Конъюнктура планетарной геополитической ситуации и система экономических отношений…”
Ближе к концу доклада возникает сугубо саруарская лексика: “Мы должны еще пристальнее всматриваться как в свое прошлое, так и в будущее и еще туже затянуть пояса перед лицом новых испытаний и вызовов”.
“Мы здесь для того, чтобы подтвердить свою верность поколениям ушедшему и грядущему словами священной присяги: “Курс наш тверд. Мы идем вперед и только вперед”.
Вот насчет затягивания поясов, твердого курса и движения вперед -
это саруар.
И призыв к покаянию всем народом в канун 10-летия независимости - тоже саруар.
А высокопарные пассажи, духовные лексические всплески - другого автора. Доклад состряпан из лоскутов.
Герольд БЕЛЬГЕР, писатель, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

